Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Педагогико-эргономические требования к компьютерным программам учебного назначения

Тип: лекция
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Общие требования к мультимедийным формам представления информации: к визуальному, звуковому, шрифтовому, цветовому и к комбинации мультимедиа компонентов. Требования к организации поиска информации по скорости и по качеству выдаваемой информации.
Краткое сожержание материала:

2

Педагогико-эргономические требования к компьютерным программам учебного назначения

1. Общие требования к мультимедийным формам представления информации

1.1 Мультимедийные средства обучения должны содержать материал, который невозможно или трудно с достаточной степенью наглядности объяснить обучающимся при помощи только вербальных форм представления информации, а также материал, требующий образного, эмоционального восприятия (увидел и понял).

1.2 Мультимедийные формы подачи информации могут опираться на определенные сценарные приемы: наличие сюжетной линии, занимательность изложения, использование сравнения, сопоставления, специальные виды съемки (замедленная, ускоренная) и звукозаписи.

1.3 В мультимедийной форме рекомендуют отражать такую учебную информацию об изучаемых объектах, событиях, процессах и явлениях, которую трудно наблюдать в реальном мире (сверх быстрые или сверх медленные процессы микро и макро мира, обобщенные модели и т. п.).

1.4 Мультимедийная информация должна соответствовать скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия обучающихся.

2. Требования к шрифтовому оформлению

Общие положения

Текст может использоваться самостоятельно или для сопровождения (в сочетании) с видео, графикой или анимацией.

Текст может быть использован для представления контента или служить для выделения определенной информации.

При использовании текста необходимо соблюдать следующие требования.

· Ограничивать количество текста на экране. Читать текст на экране труднее, чем на листе бумаги. Установлено, что люди читают текст на экране компьютера на 28% медленнее, чем в книге.

· Текст рекомендуется выравнивать по левому краю.

· Предпочтительнее деление текста на страницы, чем применение скроллинга.

· Заглавные буквы должны быть использованы только в заголовках или для выделения.

· Не следует использовать перенос в словах.

· Свободное пространство может быть использовано для разделения больших разделов текста.

· Заголовки в тексте могут использоваться в качестве элементов навигации.

· Предложения, содержащие перечисления должны быть преобразованы в списки.

· Сложная, структурированная информация должна быть преобразована в таблицы.

· Для привлечения внимания необходимо использовать выделения.

· Количество выделений или специальных шрифтов не должно быть более 10 % от представленного текста.

· Подчеркивание используется только в заголовках или в гиперссылках.

· Разные размеры и типы шрифтов могут быть использованы для текстов, выполняющих разные функции на экране.

· Для привлечения внимания необходимо использовать на одном экране не более трех способов выделения текста.

· Необходимо правильно выбирать цвет шрифта и фона.

· Следует избегать неоднородного фона при отображении текста.

· В тексте должны быть соблюдена орфография, выполнены правила грамматики и пунктуации.

2.1 Выбор гарнитуры зависит от назначения текста:

· Основной текст пишется рублеными шрифтами без засечек типа Arial, Verdana, Tahoma.

· Короткие заголовки можно выполнять шрифтами с засечками, например Times New Roman

2.2 Размер шрифта должен соответствовать возрастным особенностям обучаемых:

· до 12 лет - примерно 14 пунктов;

· 13-17 лет - примерно 12 пунктов;

· 18-45 лет - примерно 10 пунктов.

· Старше 45 лет - 12 пунктов и больше.

2.3 Размер шрифта оказывает влияние на длину строки. Так, при высоте шрифта 14 пунктов длина строки должна быть не более 64 знаков с пробелами. При высоте шрифта 10 пунктов длина строки должна быть не более 50 знаков с пробелами. Слишком большая длина строк при указанных выше размерах затрудняет работу глаза и снижает темп чтения.

2.4 Для набора текстового материала должен применяться в основном шрифт прямого (обычного) начертания, поскольку такой шрифт легче читается. Другие шрифты могут использоваться для выделения дополнительных коротких текстовых элементов. С этой целью может быть использован полужирный шрифт или курсив.

2.5 Форматирование абзаца не похоже на форматирование абзацев в учебниках:

· Текст выравнивается по левому краю, правый край - «рваный» (флаговый способ).

· Выравнивание основного текста по центру или по правому краю недопустимо;

· «Красная строка» не используется;

· Абзац от абзаца отделяется пустой строкой.

2.6 Заголовки располагаются или по центру, или флаговым способом с выравниванием по левому краю.

2.7 Заголовки одного и того же уровня должны быть оформлены одинаково и отличаться от заголовков других уровней.

2.8 Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию страницы (экрана).

2.9 Для выделения структурных элементов и важных в смысловом отношении фрагментов текста можно использовать дополнительные цвета. Наиболее целесообразные дополнительные цвета - темно красный и зеленый.

2.10 Кроме цвета могут быть применены рамки и цветовой фон. Для тонких рамок хороши яркие интенсивные цвета, для фоновых плашек - неяркие, но заметные на основном фоне, однако следует избегать излишней пестроты.

Необходимо соблюдать единообразие в шрифтовом и цветовом выделении на всех страницах.

3. Требования к цветовому оформлению

3.1 Сочетание цветов должно быть гармоничным.

3.2 Цветовой код должен быть целесообразно выбран и хорошо знаком как учителю, так и обучающимся. Не следует применять большое количество цветов, чтобы не создавать пестроты, которая приводит к утомлению глаз. Максимальное число цветов в тексте не должно превышать пяти. Это требование не относится к цветным фотографиям, репродукциям картин и т.п.

3.3 Наименьшее утомление глаз вызывают желтый, желто-зеленый, зеленый и светлые ахроматические цвета. Цвета должны быть не очень насыщенными с примесью серого. Наиболее громоздкие и неподвижные объекты следует окрашивать в пурпурные, фиолетовые, коричневые и оливковые цвета, так как они создают впечатление тяжести.

3.4 Легкие и движущиеся детали могут быть окрашены в голубые, розовые, фисташковые и желтые цвета.

3.5 Цвета ярко-красные и ярко-оранжевые являются более «напряженными» и в большей степени привлекают внимание наблюдателя. Этими цветами следует выделять наиболее важные участки страниц.

3.6 Не следует применять для фона и текста сочетания цветов, близко расположенных в спектре.

3.7 Если необходимо подчеркнуть общность различных частей страницы, то следует применять одинаковую окраску или окраску сближенных тонов.

3.8 Цветовой код отдельных элементов должен быть общепринятым для данных обозначений.

3.9 Следует учитывать оценку четкости сочетания цветов при выборе цвета текста и цвета фона.

Таблица. Оценка четкости сочетания цветов шрифта и фона

Цвет шрифта

Цвет фона

Оценка четкости

1

Черный

Белый

Очень хорошо

2

Черный

Желтый

Хорошо

3

Синий

Белый

Хорошо

4

Зеленый

Белый

Хорошо

5

Красный

Белый

Удовлетворительно

6

Красный

Желтый

Удовлетворительно

7

Белый

Черный

Удовлетворительно

8

Зеленый

Красный

Плохо

9

Оранжевый

Черный

Плохо

10

Оранжевый

Белый

Другие файлы:

Методика применения электронного учебника на занятиях по электротехнике "Трёхфазные цепи"
Разработка проблем компьютерного обучения. Основные проблемы, связанные с компьютерным обучением. Требования к компьютерным обучающим программам. Тема...

Педагогико-эргономические требования к компьютерным программам учебного назначения
1.1 Мультимедийные средства обучения должны содержать материал, который невозможно или трудно с достаточной степенью наглядности объяснить обучающимся...

Компьютерные игровые и развивающие программы
Психолого-педагогические требования к компьютерным программам для детей. Общие требования к обучающей программе. Правила использования антивирусных пр...

Финансовое планирование и бюджетирование в организации
Изучение целей, задач и методов финансового планирования. Характеристика видов и форм бюджета организаций. Анализ понятия финансовой устойчивости пред...

Материально-техническое оснащение учебного кабинета
Учебный кабинет как система взаимосвязанных вещей, специально предназначенных для проведения учебных занятий, основные требования к ним: дидактические...