Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Особенности изучения предмета "Информатика и ИКТ" в системе начального профессионального образования

Тип: курсовая работа
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Формирование ключевых компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Основные средства, понятия и классификация интерактивного профессионального обучения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Одним из направлений развития информационных технологий в образовании является применение интерактивных технологий. Проникновение современных интерактивных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы, а также развитие личных, творческих качеств учащихся, которые являются частью современного общества.

Исследованиями по проблеме внедрения интерактивных технологий и использования их в учебно-воспитательном процессе занимались такие исследователи, как Н.Г. Балицкая, К.А. Баханов, А. Беда, Г.П. Волошина, В. Ельникова, Г.И. Коберник, Н. Коберник, Н.А. Коломиец, В. Коротаева, Н. Пехота, Л.В. Пироженко, Н.С. Побирченко, О.И. Пометун, Н.Г. Суворова, П.В. Шевчук и другие.

Актуальной задачей современных учебных заведений является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Вопросы активизации обучения относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа интерактивности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Цель исследования: выявить основные средства интерактивного обучения в системе начального профессионального обучения.

Объект исследования: особенности изучения предмета «Информатика и ИКТ» в системе начального профессионального образования.

Предмет исследования: интерактивные технологии обучения как средства реализации программы обучения информатике и ИКТ в системе начального профессионального образования.

Задачи:

– провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

– рассмотреть основные понятия и классификацию интерактивного обучения;

– разработать занятия, реализующие интерактивные технологии на уроках информатики в системе начального профессионального образования.

информационный образование технология обучение

1. Теоретические аспекты интерактивных технологий обучения информатике и ИКТ

1.1 Понятие интерактивных технологий обучения в учебном процессе

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве»: tесhnе - «искусство», «мастерство»; lоgоs - «слово», «учение». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и ясным. «Технология - это объективный, прежде всего материальный процесс (и даже исключительно материальный), который происходит на производстве, и точно также нужно поступать, если мы хотим рассматривать или построить технологию обучения и воспитания». [1] Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. [2]

Классифицировать педагогические технологии можно по различным критериям: по уровню применения, по организационным формам и т.д. в соответствии с приложением А. [1, 3]

На современном этапе проблема активности личности в обучении является одним из ведущих факторов достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки, что требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий, осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. [4]

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Такое понимание проблемы обусловило появление понятия «интерактивное обучение», которое знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. [5]

Интерактивность (от англ. interact - взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Различные аспекты применения интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах ученых. Так, В.П. Беспалько, А.И. Богомолов, А.Г. Молибог и др. определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении, в работах Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Волковой, Н. Суворова и др. выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности. [6, 7, 8]

Исследователи считают, что главной особенностью интерактивных технологий является вынужденная интеллектуальная активность, так как сама технология учебного процесса активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. [8, 9]

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «учащийся - учащийся» (работа в парах), «учащийся - группа учащихся» (работа в группах), «учащийся - аудитория» или «группа учащихся - аудитория» (презентация работы в группах), «учащийся - компьютер», «учащийся - художественное произведение» и т.д.[8]

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три стороны:

– информативная (обмен информацией);

– интерактивная (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

– перцептивная (адекватное восприятие и понимание друг друга).[9]

Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как: устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). [10] В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются «провалы» и «сомнительные места» (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя.

Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами. Данную зависимость можно увидеть в приложении Б. [11] Таким образом, большая часть информации усваивается при условии активности учащихся в учебном процессе, т.е. когда педагог использует все виды активности учащихся на занятии. Исходя из этого, интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

– развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

– решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

– развивает общие учебные у...

Другие файлы:

Формирование социально-профессиональной компетентности будущих специалистов через создание социального партнерства в учреждениях начального профессионального образования
Принципы, формы и методы и специфические особенности социально-педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования. Социально...

Характеристика системы начального профессионального образования
История развития начального профессионального образования. Профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат. План развития начального профессиональног...

Педагогические технологии обучения в системе общего, начального профессионального и среднего профессионального образования
Различные виды педагогических технологий обучения, их отличительные признаки и специфика, условия и возможности применения. Содержание общего, начальн...

Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века
Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века. Пути развития начального профессионального обра...

Формирования культурно-нравственных ценностей учащихся учреждений начального профессионального образования
Современный кризис общественной и личной нравственности, роль и задачи воспитания. Развитие культурно-нравственных ценностей учащихся учреждений начал...