Моделирование структуры сказки "Заюшкина избушка"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Восточно-Казахстанский государственный технический
университет им. Д. Серикбаева
Факультет информационных технологий и энергетики
Кафедра математического и компьютерного моделирования
Курсовая работа
по объектно-ориентированному программированию на языке с++
ТЕМА: МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СКАЗКИ "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА"
Проверил: Бакланова О.Е.
Выполнил: Кабулова А.А
г. Усть-Каменогорск
2010 год
Содержание
Введение
1. Аналитическая часть
1.1 Анализ и описание предметной области проекта
1.2 Основные понятия и концепция, используемые в курсовой работе
1.2.1 Объекты и классы
1.2.2 Атрибуты объектов
1.2.3 Операции и методы
1.2.4 Зависимости между классами (объектами)
1.2.5 Агрегация
1.2.6 Обобщение и наследование
1.3 Разработка объектной модели
1.3.1 Графическое изображение объектной модели
2. Реализация объектной модели на языке программирования С++
2.1 Реализация класса
2.2.1 Порождение объектов
2.2.2 Использование конструктора и деструктора
2.2.3 Использование простого и множественного наследования
3. Итоговый код программы
4. Результат работы программы
Заключение
Список литературы
Введение
Основной целью этой курсовой работы является практическое освоение методики проектирования программных комплексов на базе объектно-ориентированного подхода.
Объектно-ориентированный подход основан на систематическом использовании моделей для языково-независимой разработки программной системы. В формулировке цели проекта участвуют предметы и понятия реального мира, имеющие отношение к разрабатываемой программной системе. При объектно-ориентированном подходе эти предметы и понятия заменяются их моделями, т.е. определенными формальными конструкциями, представляющими их в программной системе.
Модель содержит не все признаки и свойства представляемого ею предмета (понятия), а только те, которые существенны для разрабатываемой программной системы. Тем самым модель "беднее", а, следовательно, проще представляемого ею предмета (понятия). Но главное даже не в этом, а в том, что модель есть формальная конструкция: формальный характер моделей позволяет определить формальные зависимости между ними и формальные операции над ними. Это упрощает как разработку и изучение моделей, так и их реализацию на компьютере. В частности, формальный характер моделей позволяет получить формальную модель разрабатываемой программной системы как композицию формальных моделей ее компонентов. Таким образом, объектно-ориентированный подход помогает справиться с такими сложными проблемами, как:
- уменьшение сложности программного обеспечения;
- повышение надежности программного обеспечения;
- обеспечение возможности модификации отдельных компонентов программного обеспечения без изменения остальных его компонентов;
- обеспечение возможности повторного использования отдельных компонентов программного обеспечения.
Систематическое применение объектно-ориентированного подхода позволяет разрабатывать хорошо структурированные, надежные в эксплуатации, достаточно просто модифицируемые программные системы. Объектно-ориентированный подход является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений теоретического и прикладного программирования.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Анализ и описание предметной области проекта
Жили-били лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца- лубяная. Пришла весна-красна- у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала.
Идет зайчик, плачет.
Ему навстречу собака: "Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она мне ночевать, да и выгнала".- "не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу".
Подошли они к избушке. Собака забрехала: "Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!" А лиса им с печки: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!" Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт, плачет. Ему навстречу медведь: "О чём, зайчик, плачешь?"- "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она у меня ночевать, да и выгнала". - "Не плачь, я твоему горю помогу".
Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: "Поди, лиса, вон!" А лиса им с печи: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!" Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух: "Ку- ка- ре- ку! О чём, зайчик, плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она у меня ночевать, да меня и выгнала".- "Пойдём, я твоему горю помогу".- "нет, выгоню!" Подошли они к избушке. Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: "Ку-ка- ре-ку! Несу косу не на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!"
Лиса услыхала, испугалась и говорит: "Обуваюсь…"Петух опять: "Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лиса посечи. Ступай, лиса, вон!" Лиса выскочила из избушки и убежала в лес. И стал зайчик опять жить- поживать в лубяной избушке.
1.2 Основные понятия и концепция, используемые в курсовой работе
1.2.1 Объекты и классы
Объектная модель описывает структуру объектов, составляющих систему, их атрибуты, операции, взаимосвязи с другими объектами. В объектной модели должны быть отражены те понятия и объекты реального мира, которые важны для разрабатываемой системы. В объектной модели представлены, прежде всего, практические аспекты разрабатываемой системы, что выражается в использовании терминологии прикладной области, связанной с разрабатываемой системой.
По определению будем называть объектом понятие, абстракцию или любую вещь с четко очерченными границами, имеющую смысл в контексте рассматриваемой прикладной проблемы. Использование объектов преследует две цели:
- понимание прикладной задачи (проблемы);
- введение основы для реализации на компьютере.
Цель разработки объектной модели - описать объекты, составляющие в совокупности проектируемую систему, а также выявить и указать различные зависимости между объектами.
Рисунок 1. Пример класса и объекта этого класса
Объединение объектов в классы позволяет ввести в задачу абстракцию и рассмотреть ее в более общей постановке. Класс имеет имя, которое относится ко всем объектам этого класса. Кроме того, в классе вводятся имена атрибутов, которые определены для объектов.
1.2.2 Атрибуты объектов
Атрибут - это значение, характеризующее объект в его классе. Примерами атрибутов являются:
- характеристика, место проживания ( атрибуты объектов класса Лиса);
Среди атрибутов различаются постоянные атрибуты (константы) и переменные атрибуты. Постоянные атрибуты характеризуют объект в его классе (например, характеристика, место проживания и т.п.). Текущие значения переменных атрибутов характеризуют текущее состояние объекта ; изменяя значения этих атрибутов, мы изменяем состояние объекта.
Атрибуты перечисляются во второй части прямоугольника, изображающего класс (см. рисунок 1). Иногда указывается тип атрибутов (каждый атрибут - это некоторое значение) и начальное значение переменных атрибутов (совокупность начальных значений этих атрибутов задает начальное состояние объекта).
Следует отметить, что, говоря об объектах и их классах, не подразумевают никакого объектно-ориентированного языка программирования. Это, в частности, выражается в том, что на данном этапе разработки программной системы следует рассматривать только такие атрибуты, которые имеют смысл в реальности.
1.2.3 Операции и методы
Операция - это функция (или преобразование), которую можно применять к объектам данного класса. Примерами операций являются (для объектов класса Лиса ) выгоняет зайчика из своей избушки, собаку и медведя выгоняет, боится петуха (см.рисунок 1).
Все объекты данного класса используют один и тот же экземпляр каждой операции (т.е. увеличение количества объектов некоторого класса не приводит к увеличению количества загруженного программного кода). Объект, из которого вызвана операция, передается ей в качестве ее неявного аргумента (параметра).
Одна и та же операция может, вообще говоря, применяться к объектам разных классов: такая операция называется полиморфной, так как она может иметь разные формы для разных классов.
Каждой операции соответствует метод - реализация этой операции для объектов данного класса. Таким образом, операция - это спецификация метода, метод - реализ...
Серия "Пять сказок" - ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА
Хорошо иллюстрированные сказки для детей. Серия "ПЯТЬ СКАЗОК" - в книгу входят пять сказок.Книга "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА" включает сказки: ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА,...
Заюшкина избушка
Красочно иллюстрированная русская народная сказка "Заюшкина избушка" непременно порадует вашего малыша, а вырезав фигурки из бумаги, он сможет разыгра...
Заюшкина избушка
"Заюшкина избушка", "Курочка Ряба", "Колобок" и "Репка" - эти четыре "хита всех времен" прочно удерживают пальму первенства среди сказок, которые наши...
Сказка за сказкой: Заюшкина избушка. Книжка-раскраска
Раскраска серии "Сказка за сказкой" от Хатбер-Пресс, созданная в лучших традициях детской продукции этого издательства. В коллекции собраны популярные...
Сказки для малышей
В книге собраны сказки разных народов - украинские, российские, английские. Большинство сказок - о животных. В книге: Курочка Ряба, Колобок, Рукавичка...