Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Моделирование процесса работы взлётно-посадочной полосы аэродрома

Тип: курсовая работа
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Разработка программы с использованием GPSS, моделирующей процесс работы взлётно-посадочной полосы. Сравнение результатов имитационного моделирования и аналитического расчета характеристик. Блок-диаграмма модели. Возможные улучшения в работе системы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1 Основная часть

1.1 Описание моделируемой системы

1.2 Структурная схема модели системы

1.3 Временная диаграмма

1.4 Q-схема системы и ее описание

1.5 Укрупненная схема моделирующего алгоритма

1.6 Блок-диаграмма модели

1.7 Математическая модель системы

1.8 Описание машинной программы решения задачи

1.9 Результаты моделирования и их анализ

1.10 Сравнение результатов имитационного моделирования и аналитического расчета характеристик

1.11 Возможные улучшения в работе системы

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Листинг программы

Приложение 2. Отчёт программы

Введение

В настоящей курсовой работе рассматривается проблема моделирования процессов в Q-схемах - одном из важнейших, с точки зрения применения на практике, классов математических схем, разработанных для формализации процессов функционирования систем массового обслуживания (СМО) в теории массового обслуживания.

В работе преследуются следующие цели: углубление знаний, полученных в результате изучения теоретического курса дисциплины; развитие практических навыков моделирования систем и использования полученных теоретических знаний. Итогом написания данной курсовой работы будет полностью законченная и протестированная модель системы, соответствующая варианту задачи.

1 Основная часть

1.1 Описание моделируемой системы

Решаемая задача относится к задачам теории массового обслуживания, так как используется непрерывно-стохастическая, элементы которой - приборы, участвующие в обслуживании заявок.

Аэродром имеет единственную взлетно-посадочную полосу (ВПП). В среднем за сутки садится 240 и взлетает 240 самолётов. При посадке самолёт занимает ВПП в среднем 3 минуты, при взлете - 1,5 минуты. Взлет разрешается только в том случае, если нет самолёта, идущего на посадку. Во время взлёта очередного самолёта садящиеся самолёты переходят в режим ожидания. Все временные интервалы распределены экспоненциально.

Смоделировать работу ВПП в течение 8 ч. Определить:

а) среднее время ожидания в воздухе и на взлёте;

б) среднее число самолетов в очереди на земле и в воздухе.

1.2 Структурная схема модели системы

На основании задания на моделирование процесса работы взлётно-посадочной полосы можно построить структурную схему (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структурная схема процесса функционирования ВПП

Анализ условия задачи и структурной схемы позволяет сказать, что в процессе работы взлётно-посадочной полосы возможны следующие ситуации:

1) режим нормального обслуживания, когда заявки на взлет и посадку обслуживаются сразу после их поступления;

2) режим ожидания, когда поступившая заявка ждёт освобождения взлётно-посадочной полосы.

1.3 Временная диаграмма

После анализа структурной схемы моделируемой системы можно построить временную диаграмму, которая позволяет более детально представить процесс функционирования взлётно-посадочной полосы (рисунок 2).

На диаграмме:

- ось 1 - моменты прихода заявок на взлет;

- ось 2 - моменты прихода заявок на посадку;

- ось 3 - ожидание заявки на взлет;

- ось 4 - ожидание заявки на посадку;

- ось 5 - обслуживание заявки;

Рисунок 2 - Временная диаграмма процесса функционирования взлетно-посадочной полосы

С помощью временной диаграммы можно выявить все особые состояния системы, которые необходимо будет учесть при построении детального моделирующего алгоритма.

1.4 Q-схема системы и ее описание

Все описанное выше составляет концептуальную модель системы. Далее нужно произвести этап формализации модели. Так как процессы рассматриваемые в данной курсовой работе являются процессами массового обслуживания, то для формализации задачи будет использоваться символика Q-схем. Используя данную символику можно построить схему, представленную на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структурная схема работы взлётно-посадочной полосы в символике Q-схем

Источник И1 имитирует процесс прихода заявок на взлет, а источник И2 заявок на посадку. Заявка обслуживается, канал К, имитирующий взлётно-посадочную полосу, не занят. Если канал К занят, то заявка попадает в очередь для заявок своего типа, пока не будет обслужена.

Необходимо отметить, что в исходной постановке данную задачу можно решить только методом имитационного моделирования. Для решения одним из аналитических методов, базирующихся на теории массового обслуживания, ее следует предварительно упростить, что, естественно, скажется на точности и достоверности полученных результатов.

1.5 Укрупненная схема моделирующего алгоритма

После этапа формализации задачи необходимо приступить к построению моделирующего алгоритма. Известно, что существует две разновидности схем моделирующих алгоритмов: обобщенная (укрупненная) схема, задающая общий порядок действий, и детальная схема, содержащая уточнения к обобщенной схеме.

Соответственно разработку алгоритма целесообразно проводить в два этапа:

1) разработка обобщенного алгоритма;

2) разработка детального алгоритма.

Укрупненный алгоритм показывает наглядно принцип функционирования модели, скрывая детали конкретной реализации и взаимодействия отдельных блоков схемы, что помогает увидеть общее направление работы модели.

Детальный алгоритм более глубоко отражает функционирование блоков схемы, в нем более подробно описываются способы реализации каждого блока схемы.

Обобщенная схема моделирующего алгоритма работы взлётно-посадочной полосы представлена на рисунке 4.

Алгоритм решения задачи не является сложным, а значит, не требует какой-либо детализации в виде детальной схемы алгоритма.

взлётный посадочный полоса имитационный моделирование

Рисунок 4 - Обобщенная схема моделирующего алгоритма работы взлётно-посадочной полосы

1.6 Блок-диаграмма модели

Для реализации моделирования был выбран язык GPSS, это значит, что необходимо разработать блок-диаграмму модели, по сути, представляющую собой логическую схему, адаптированную к особенностям использования для машинной реализации модели при помощи языка GPSS. Блок-диаграмма модели содержит графические GPSS аналоги существующих обозначений операторов, это упрощает программирование модели, так как для этого просто нужно перевести пространственную блок диаграмму GPSS в линейную форму GPSS-программы.

Блок-диаграмма модели процесса работы взлётно-посадочной полосы представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Блок-диаграмма модели процесса работы взлётно-посадочной полосы

1.7 Математическая модель системы

Перед построением детального моделирующего алгоритма необходимо определить переменные и уравнения математической модели. Рассматриваемую систему можно представить как одноканальную СМО с неограниченной очередью.

Определим переменные

Titem1 = 100 - среднее время поступления запросов на взлёт;

Titem2 = 100 - среднее время поступления запросов на посадку;

Tserv1 = 90 - время обработки заявки на взлёт;

Tserv2 = 180 - время обработки заявки на посадку;

T = 28800 - общее время моделирования;

Twait = 100 - среднее время ожидания, если полоса занята;

N1 - количество поступивших заявок на взлёт;

N2 - количество поступивших заявок на посадку;

К - коэффициент загрузки полосы.

Для данной системы

Вероятность простоя

Среднее число заявок в очереди

Определим коэффициент загрузки полосы. Исходя из исходных данных, время простоя будет минимальным. Это значит, что коэффициент загрузки полосы будет около 1.

1.8 Описание машинной программы решения задачи

Для моделирования был выбран язык GPSS (General Purpose System Simulator) - этот язык предназначен для моделирования систем с дискретными событиями. Наиболее удобно в системе GPSS описываются модели систем массового обслуживания, для которых характерны относительно простые правила функционирования составляющих их элементов.

Преимуществом моделирования систем на компьютере является возможность наблюдать за системой в течение модельного времени, которое может быть эквивалентно нескольким годам реального функционирования системы.

Листинг программ на GPSS имеет обычную линейную структуру и содержит описание и объявления так называемых карт. Листинг программы с комментариями приведен в Приложении 1.

1.9 Результаты моделирования и их анализ

В результате моделирования программа GPSS...

Другие файлы:

Расчётное определение потребной длины взлетно-посадочной полосы и величины пропускной способности взлетно-посадочной полосы аэродрома
Определение потребной длины взлетно-посадочной полосы и расчетной величины ее пропускной способности. Расчет временных характеристик взлетно-посадочны...

Зимнее содержание аэродромов
Перечень основных обязанностей ответственного лица аэропорта. Порядок подготовки аэродрома к зимней эксплуатации. Очистка искусственного покрытия взле...

Аэропорты и аэродромы
Основные элементы лётных полос. Размещение приводных радиостанций, совмещённых с маркерными радиомаяками. Размещение посадочного радиолокатора. Маркир...

Катастрофа DC-10 в международном аэропорту Лос-Анджелеса
1 марта 1978 года из-за целой серии спадов давления в пневматиках пришлось прервать взлет самолета DC-10. Самолет был заправлен топливом, а на его бор...

Аэродромные подметально-продувочные машины
Технические характеристики аэродромных подметально-продувочных машин производства Норвегии и Швейцарии, предназначенных для очистки взлетно-посадочной...