Моделирование и формализация
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство образования и высшей школы РК.
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов»
Научно-методическая разработка
«Моделирование и формализация»
Автор: Кощеева Тамара Ивановна,
учитель информатики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов»
Усинск 2010 год
Введение
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель - формирования уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями. Системно-информационный курс информатики базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютерных технологий. Одним из инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютере. Учитывая все вышесказанное, в качестве основной из целей информатики можно выделить следующее: обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов.
В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование и формализация». Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий: моделирование как метод познания, формализация, материальные и информационные модели, основные типы информационных моделей. Линия моделирования, наряду с линией информации и информационных процессов, является теоретической основой базового курса информатики.
Содержательная линия формализации и моделирования выполняет в базовом курсе информатики важнейшую педагогическую задачу - развитие системного мышления учащихся, так как работа с огромными объемами информации невозможна без навыков ее систематизации. Умение систематизировать данные - главнейший компонент компьютерной грамотности учащихся. Не случайно, в процессе развития школьной информатики следует отметить значительное увеличение веса данной линии в общем содержании курса.
Понятие модели - центральное понятие курса информатики, которое как красная нить должно проходить по всему содержанию курса, поскольку формализация и моделирование являются базовыми компонентами при изучении всех разделов информатики.
Правильный подход к преподаванию линии «Моделирование и формализация» позволит оказать существенное влияние на общее развитие и формирование мировоззрения учащихся, а также решить многие задачи в полном их объеме.
Уроки, ориентированные на моделирование, должны выполнять развивающую, общеобразовательную функцию, поскольку при их изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности - методом компьютерного моделирования.
В разработке методического вопроса я :
· хочу отобразить наиболее существенные стороны линии «Формализация и моделирование»;
· представлю разработку конспектов уроков по теме «Моделирование и формализация».
Я думаю, что основной целью учителя при изучении данной темы является умение показать, что использование компьютера для решения задач основывается на глубоком понимании смысла звеньев основной технологической цепочки (объект - информационная модель - алгоритм - программа - результат - объект) и отношений между ними. При этом ключом к умению правильно и эффективно использовать компьютер является понимание метода информационного моделирования. Основным результатом изучения данной темы, считаю, формирование системно-информационной картины мира через освоение основных понятий моделирования.
Содержательная линия «Моделирование и формализация» - самая новая в курсе информатики, поэтому выделение в ее рамках основных понятий и разработка методики преподавания еще не завершены.
Содержание линии «Моделирование и формализация»
Содержание линии «Моделирование и формализация» определено следующим перечнем понятий:
ь моделирование как метод познания,
ь формализация,
ь материальные и информационные модели,
ь информационное моделирование,
ь основные типы информационных моделей.
Цель обучения:
· сформировать представление о подходах к классификации моделей;
· сформировать представление о разновидностях информационных моделей в зависимости от формы представления.
· выработать ориентировочную основу действий учащихся при проведении моделирования;
· познакомить учащихся с кругом задач, для которых можно проводить моделирование в прикладных программных средах;
· закрепить умения работы в прикладных программных средах, полученные в 7-м классе.
Учащиеся должны знать:
· что такое модель,
· типы моделей,
· этапы решения задач на ЭВМ,
· этапы моделирования,
· принципы построения модели задачи,
· цели проведения компьютерного эксперимента.
· основные виды классификации моделей;
· основные признаки классификации моделей;
· характеристику рассматриваемых классов моделей;
· классификацию информационной модели.
· методику и основные этапы моделирования;
· технологию работы в средах общего назначения.
Учащиеся должны уметь:
· приводить примеры моделирования и формализации,
· строить модели с помощью компьютера,
· проводить компьютерные вычислительные эксперименты.
· приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;
· проводить формализацию задач;
· моделировать в среде текстового процессора;
· моделировать в среде графического редактора;
· моделировать в среде табличного процессора;
· моделировать в среде системы управления базой данных.
Линия моделирования, наряду с линией информации и информационных процессов, является теоретической основой базового курса информатики. Дальнейшее развитие общеобразовательного курса информатики должно быть связано, прежде всего, с углублением этих содержательных линий.
Содержательная линия «Моделирование и формализация» -- самая новая в курсе информатики, поэтому выделение в ее рамках основных понятий и разработка методики преподавания еще не завершены. Одним из направлений развития предмета «Информатика» является расширение данной линии наряду с линиями «Информация и информационные процессы» и «Представление информации» как составляющих теоретическую основу предмета. Изучение моделирования и формализации позволяет решить одну из задач курса информатики -- формирование у учащихся системно-информационной картины мира, а основные понятия этой содержательной линии являются мощным аналитическим инструментарием на современном этапе развития предметного курса информатики.
В различных учебниках тема информационного моделирования занимает разное место. Первый учебник информатики под редакцией А. П. Ершова [2]знакомил учащихся с численным моделированием физических процессов в разделе «Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники», причем сделано это было просто для расширения общего кругозора школьников. Понятия «модель» и «моделирование» использовались в контексте без объяснения их смысла.
В учебнике А. Г. Гейна[5] понятие модели раскрывается полнее -- рассмотренные задачи представляют самые разные области человеческой деятельности. Проблема решения задачи приводит к цепочке: задача -- математическая формализация -- перевод на язык программирования -- компьютерный эксперимент -- анализ результатов и в случае необходимости уточнение модели.
В современных учебниках наиболее полно данная линия раскрыта в учебнике информатики Н. В. Макаровой[3] для IX класса. Особенно удачной оказалась теоретическая часть изложения основ моделирования; практическая часть (т. е. примеры и задачи для практической работы) не вполне соответствует возрасту учащихся.
Понятие «объекта» вводится в соответствии с задачником-практикумом И.Г.Семакина[8] «объект -- это то, о чем идет речь. Объектом может быть все, что угодно: дом, если мы говорим о доме, звезды, если мы смотрим на звездное небо, голод, если мы думаем о том, что проголодались». Объект моделирования понимается в широком смысле: это может быть...
Учебно-методический комплекс изучения содержательной линии "Моделирование и формализация"
Обзор учебно-методической, научной литературы и анализ имеющейся методики изучения содержательной линии информатики "Моделирование и формализация". Те...
Организация практической деятельности младших школьников при изучении темы "Моделирование и формализация"»
Формы организации учебной деятельности при обучении информатике. Возрастные особенности младшего школьного возраста. Способы организации практической...
Моделирование и формализация
Формализация как важнейший этап моделирования. Методы описания и свойства моделей. Адекватность проекта целям моделирования. Основные принципы и значе...
Линия "Формализация и моделирование" учебного курса "Информатика"
Подходы к раскрытию понятий "информационная модель", "информационное моделирование". Моделирование знаний в курсе информатики. Требования к знаниям и...
Моделирование механизмов социального влияния на основе мультиагентного подхода
Моделирование социальных процессов, возникающих под воздействием информационных кампаний. Использование мультиагентных систем. Примеры существующих фо...