Методика составления презентации по темам школьного курса
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ФИЗИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Выпускная квалификационная работа
(дипломная работа)
на тему: «Методика составления презентации по темам школьного курса»
Выполнил: студентка 55 группы
Малыхина Татьяна Витальевна
Научный руководитель: старший преподаватель
кафедры ТМОМ, Черепенко В.А.
Введение
Тема ВКР «Методика создания презентации школьных курсов » была выбрана неслучайно и актуальна в настоящее время, так как происходит глобальная информатизация учебного процесса, а методики преподавания существовавшие раннее уже не полностью удовлетворяют потребностям современного школьника. В современном мире все сферы деятельности людей подвержены влиянию новых информационных технологий (НИТ), что приводит к многообразным преобразованиям в сфере социальных отношений, материального и духовного производства.
Образование, как важный социальный институт (так как именно здесь происходит формирование личности), испытывает на себе влияние информационной революции, что проявляется в изменении его содержания и функций. Вопросы использования НИТ в образовании освещены в работах Курвина А.В., Гурикова С.Р., Клевцовой Н.И., Смирнова И.А., Молевой О.В. и др. Активное использование НИТ в сфере образования способствует формированию информационной культуры личности. Это достигается за счет продуктивного использования компьютера в качестве средства обучения и инструмента интеллектуальной деятельности.
В настоящее время существует множество разнообразных средств новых информационных технологий (СНИТ), под которыми мы понимаем «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации». Среди СНИТ, используемых в учебном процессе, особое место занимает компьютер.
Благодаря своему техническому потенциалу, дидактическим свойствам компьютер может выступать в качестве эффективного средства обучения. Его использование позволяет обеспечить изучение в индивидуальном темпе; повысить самостоятельность и ответственность учащегося; выстроить обучение в соответствии с интересами, целями учащегося; выстроить обучение с учетом типов восприятия учащихся.
Сочетание звука, изображения и текста обусловливает дидактические возможности мультимедийных технологий и повышает эффективность процесса обучения.
Внедрение компьютера в учебный процесс приводит к появлению новых организационных форм обучения. Он обеспечивает реализацию таких моделей учебной деятельности, как самостоятельное и управляемое приобретение знания. В рамках первой модели учебной деятельности используются компьютерные обучающие программы, позволяющие организовать самостоятельную работу учащихся. Что же касается второй модели, то ее суть заключается в том, что на этапе предъявления нового учебного материала обучающийся имеет возможность как непосредственного контакта с обучаемым, так и с новым учебным содержанием, представленным посредством мультимедийной программы.
В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для объяснения нового учебного материала электронными продуктами, у учителя возникает потребность в разработке несложных мультимедийных учебных приложений силами самого учителя, но недостаточный уровень подготовки учителей порождает противоречие между потребностями учебного процесса и реальными возможностями педагогов. Наряду с этим не существует единой методики создания презентации, в широкой печати. Целью моей работы является разработка методики, пользуясь которой учителя могли бы создавать свои мультимедийные презентации и успешно использовать их в своей педагогической деятельности, а также демонстрация этой методики на примере разработки презентации по теме «Объем пирамиды(решение задач)» курса «Стереометрии».
Глава I. Методико-дидактические принципы создания мультимедиа презентаций
§1. Мультимедиа технологии в образовании
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника -- вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей использования различных видов информации (звука, видео анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса.
В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.
Использование современных мультимедиа и гипермедиа - технологий в образовании позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого предмета, в том числе с помощью видеоуроков (мультимедийных презентаций) и повышает эффективность и мотивацию обучения.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.
Сегодня мультимедиа-технологии -- это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему “провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD - курсов и использования спутникового Интернета в школах [1].
На данный момент существует большое количество определений понятия мультимедиа.
Мультимедиа - это:
1) технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
2) информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
3) компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
4) компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
5) особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.)[2].
6) взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Гипермедиа - это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.
Для организации компьютерных классов в школах привлекательными являются Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации, возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют серьёзные недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ большинство), невозможность работать без линий связи. Эти недостатки устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD диски.
Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет[1].
§2. Видеометод, его задачи и цели
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уро...
Практические занятия по методике преподавания химии
[В предлагаемых рекомендациях рассмотрена методика проведения лабораторно-практических занятий по всем темам вузовского курса "Методика преподавания х...
Экологический паспорт школы: назначение, методика составления
Понятие экологического паспорта школы, его назначение и методика составления. Система школьного мониторинга и экологическая комфортность пришкольного...
Методика изучения темы: "Алгоритмы"
Методика преподавания курса информатики в школе. Задачи и этапы изучения алгоритмизации, основные понятия курса. Обучение методам построения алгоритмо...
Геометрия 7-11 класс.
Аннотация:В пособии собраны и систематизированы аксиомы, основные определения и теоремы школьного курса геометрии. Для удобства они выделены в отдельн...
Анализ эффективности лекции с использованием компьютерной презентации на примере курса "Общей биологии" для студентов первого курса физического факультета
Проблемы преподавания общей биологии студентам непрофильных специальностей. Типологизация стилей обучения. Компьютерные презентации в поддержку курса...