Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Компьютерная графика в среде Турбо Паскаль

Тип: курсовая работа
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Особенности использования графического режима в среде Турбо Паскаль. Типы драйверов. Инициализация графики. Построение изображения на экране. Графические примитивы и работа с текстом. Разработка и реализация программ в среде Турбо Паскаль "Графика".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Использование графического режима в Турбо Паскале
    • 1.1 Основные понятия компьютерной графики в Турбо Паскале
    • 1.2 Модуль Graph
    • 1.3 Типы драйверов
    • 1.4 Инициализация графики
  • Глава 2. Построение изображения на экране
    • 2.1 Графические примитивы
    • 2.2 Работа с текстом
    • 2.3 Движение графических объектов в Турбо Паскаль
    • 2.4 Разработка и реализация программ в среде Турбо Паскаль «Графика»
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Введение

В 1992 году фирма BorlandInternational выпустила два пакета программирования, основанные на использовании языка Паскаль [1,8],- BorlandPascal 7.0 иTurboPascal 7.0.

Пакет BorlandPascal 7.0 учитывает многие новейшие достижения в программировании и практике создания программ и включает в себя три режима работы: в обычном режиме операционной системы MS DOS, в защищенном режиме MS DOS и в среде Windows.

Обладая расширенными возможностями, пакет BorlandPascal7.0тем не менее требует для использования всех своих возможностей довольно большую память - примерно 30 Мбайт на жестком диске и не менее 2 Мбайт оперативной памяти. Да и стоимость этого пакета довольно высокая.

Пакет TurboPascal 7.0 обладает ограниченными возможностями и позволяет работать только в обычном режиме MS DOS, но может быть использован практически на любой машине и стоит существенно дешевле.

Начинающему программисту, по-видимому, целесообразно начать изучение языка и среды именно с этого пакета. Рассмотрению этого пакета и посвящено данное пособие. TurboPascal включает в себя как язык программирования - одно из расширений языка Паскаль для ЭВМ типа IBM, так и среду, предназначенную для написания, отладки и запуска программ.

Язык характеризуется расширенными возможностями по сравнению со стандартом, хорошо развитой библиотекой модулей, позволяющих использовать возможности операционной системы, создавать оверлейные структуры, организовывать ввод-вывод, формировать графические изображения и т. д.

Глава 1. Использование графического режима в Турбо Паскале

1.1 Основные понятия компьютерной графики в Турбо Паскале

До сих пор мы использовали экран компьютера только для вывода символьной информации -- чисел, текстов. Однако Турбо Паскаль позволяет выводить на экран рисунки, чертежи, графики функций, диаграммы и т.п., все то, что принято называть компьютерной графикой.

В стандарте Паскаля графический вывод не предусмотрен. Однако на разных типах компьютеров, в разных реализациях Паскаля существуют различные программные средства графического вывода -- специальные наборы данных, функций, процедур. Несмотря на такое разнообразие, имеются общие понятия и средства, свойственные любому варианту реализации графики в любом языке программирования. В данном разделе лекций мы затронем только такие базовые средства. Начиная с четвертой версии Турбо Паскаля для IBM PC появилась мощная графическая библиотека, организованная в модуль Graph. В приложении в справочной форме дано описание основных компонент этого модуля. В рассмотренных ниже примерах программ используется модуль Graph. Для его подключения в начале программы необходимо написать строку: UsesGraph;

Графические режимы экрана. Для вывода графических изображений необходимо перевести экран в один из графических режимов. В графическом режиме можно из программы управлять состоянием каждого пикселя (точечного элемента) экрана.

Графические режимы отличаются: размером графической сетки (M x N, где М -- число точек по горизонтали, N -- число точек по вертикали) цветностью (число воспроизводимых на экране цветов).

Допустимые режимы зависят от типа монитора и соответствующего графического драйвера, используемого на компьютере. Для установки графического режима экрана существуют соответствующие процедуры. В модуле Graph процедура установки графического режима экрана имеет следующий заголовок: Procedure InitGraph (VarDriver,Mode: Integer; Path: String);

Здесь целая переменная Driver определяет тип графического драйвера; целая переменная Mode задает режим работы графического драйвера; Path -- выражение типа String, содержащее маршрут поиска файла графического драйвера.

Вот пример программы, инициализирующей графический режим VGAHi для работы с драйвером VGA (монитор типа VGA).

UsesGraph;

VarDriver,Mode: Integer;

Begin

Driver: = VGA;{драйвер}

Mode: = VGAHi;(режим работы}

InitGraph(Driver,Mode,'C:\TP\BGI');

Здесь указывается, что файл egavga.bgi с драйвером для VGA-монитора находится в каталоге C:\TP\BGI. Режим VGAHi соответствует графической сетке 640 х 480 с палитрой из 16 цветов.

Возможно также автоматическое определение типа драйвера и установка режима. Этот прием позволяет программе работать с разными типами мониторов, не внося изменений в текст:

Driver:=Detect;

InitGraph(Driver,Mode,'C:\TP\BGI');

При этом автоматически устанавливается режим с наибольшей разрешающей способностью и цветностью. После окончания работы в графическом режиме следует вернуться в текстовый режим экрана.

В модуле Graph процедура возвращения в текстовый режим имеет заголовок: ProcedureCloseGraph;

Цвет фона и цвет рисунка. На цветном мониторе можно менять окраску экрана. Установленная окраска экрана называется цветом фона. Рисунок на этом фоне наносится с помощью разнообразных линий: прямых, окружностей, прямоугольников, ломаных и т.д. Цвета этих линий также могут меняться.

Заголовок процедуры установки цвета фона: Procedure SetBkColor(Color:Word);

Здесь Color -- выражение целого типа, определяющее номер цвета фона.

Заголовок процедуры установки цвета линий: Procedure SetColor(Color:Word);

Заметим, что если в качестве номера цвета линии указывается 0, то это всегда совпадает с цветом фона (невидимая линия). Если необходимо очистить графический экран (стереть рисунок), то для этого используется процедура очистки экрана.

Графические координаты.

Положение каждого пикселя графической сетки однозначно определяется указанием его координат.

Графические оси координат расположены на экране так, как показано на рис. 1.

Горизонтальная ось X направлена слева направо, вертикальная ось Y -- сверху вниз. На рисунке указаны предельные графические координаты, соответствующие режиму VGAHi.

Можно определить максимальные координаты по осям, соответствующие данному драйверу.

Это делается с помощью двух целочисленных функций:

Function GetMaxX;

Function GetMaxY;

Графическое окно.

Область вывода изображения может быть ограничена любым прямоугольником в пределах экрана. Такая область называется графическим окном. Существует процедура, устанавливающая положение графического окна на экране.

Заголовок процедуры назначения графического окна:

Procedure SetViewPort(X1,Y1,X2,Y2: Integer; Clip: Boolean);

Здесь (X1,Y2) -- координаты левого верхнего угла окна; (Х2, Y2) -- координаты правого нижнего угла окна;

Clip -- ограничитель фигур; если Clip=True, то все построения производятся только в пределах окна, в противном случае они могут выходить за его пределы. После установки окна координаты точек внутри него отсчитываются от верхнего левого угла.

Существует понятие графического курсора (по аналогии с символьным курсором). Но в отличие от символьного курсора графический курсор на экране не виден. Графический курсор указывает на текущую позицию на экране. При входе в графический режим координаты текущей позиции равны (0, 0).

Процедура назначения координат графического курсора:

Procedure Move To(X,Y: Integer);

Здесь X,Y -- устанавливаемые координаты курсора. Координаты указываются относительно левого верхнего угла окна или, если окно не установлено, экрана. Процедура поставить точку -- основная процедура получения изображения, поскольку любой рисунок складывается из точек. Состояние светящейся точки определяется координатами точки на экране и цветом точки.

Пример 1. Следующая программа устанавливает по центру экрана графическое окно размером 100х100, заливает его желтым фоном и заполняет синими точками, расположенными через 4 позиции.

графический драйвер турбо паскаль

Uses Graph;

Var Driver,Mode: Integer;

X,Y,X1,Y1,X2,Y2,Xc,Yc: Integer;

Begin

{Инициализация графического режима}

Driver:«Detect;

InitGraph (Driver, Mode, 'C: \TP\BGI") ;

{Определение координат центра экрана} Xc:=GetMaxX Div 2;

Yc;«GetMaxY Div 2;

{Определение коорди...

Другие файлы:

Программирование на языке Паскаль в среде Турбо Паскаль
Особенности программирования на языке Паскаль в среде Турбо Паскаль. Линейные алгоритмы, процедуры и функции. Структура данных: массивы, строки, запис...

Практикум по программированию в Турбо Паскале
В данном выпуске журнала представлены материалы, охватывающие различные темы курса изучения языка Паскаль и среды программирования Турбо Паскаль. В ка...

Знакомство со средой Турбо Паскаль
Система программирования Турбо Паскаль представляет собой единство двух в известной степени самостоятельных начал: компилятора с языка программировани...

Турбо Паскаль 7.0
Книга адресована изучающим алгоритмизацию и программирование. Прочитав ее, вы научитесь составлять алгоритмы и программы. Книга посвящена языку програ...

Турбо Паскаль 7.0
Эта книга предназначена для начинающего пользователя, не знакомого с языком программирования Турбо Паскаль версии 7.0. Она может быть использована как...