Классификация и характеристика видов, методов и средств защиты информации
Краткое сожержание материала:
2
Содержание
- Введение 2
- Виды, средства и методы защиты информации 5
- Объекты защиты информации 19
- Сопоставление методов защиты информации и объектов защиты 28
- Заключение 37
- Приложение 39
- Использованные источники 41
Введение
Обеспечение информационной безопасности России является одной из приоритетных государственных задач. Под информационной безопасностью (безопасностью информации) понимают состояние защищенности собственно информации и её носителей (человека, органов, систем и средств, обеспечивающих получение, обработку, хранение, передачу и использование информации) от различного вида угроз. Источники этих угроз могут преднамеренными (т.е. имеющими цель незаконного получения информации) и непреднамеренными (такую цель не преследующими).
Обеспечить безопасность информации можно различными методами и средствами как организационного, так и инженерного характера. Комплекс организационных мер, программных, технических и других методов и средств обеспечения безопасности информации образует систему защиты информации.
В Российской Федерации формируется Концепция информационной безопасности как составной части национальной безопасности России. В рамках проекта этой Концепции сформулированы основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности, имеющие большое значение для построения как государственной, так и ведомственных систем защиты информации и заключающиеся в следующем:
- государство формирует Федеральную программу ИБ, объединяющую усилия государственных организаций и коммерческих структур в создании единой системы информационной безопасности России;
- государство формирует нормативно-правовую базу, регламентирующую права, обязанности и ответственность всех субъектов, действующих в информационной сфере;
- ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства;
- доступ к какой-либо информации, а также вводимые ограничения доступа осуществляются с учетом определяемых законом прав собственности на эту информацию;
- ответственность за сохранность, засекречивание и рассекречивание информации персонифицируется;
- юридические и физические лица, собирающие, накапливающие и обрабатывающие персональные данные и конфиденциальную информацию, несут ответственность перед законом за их сохранность и использование;
- государство осуществляет контроль за созданием и использованием средств защиты информации посредством их обязательной сертификации и лицензирования предприятий и организаций в области защиты информации;
- государство проводит протекционистскую политику, поддерживающую деятельность отечественных производителей средств информатизации и защиты информации, и осуществляет меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;
- государство стремится к отказу от зарубежных информационных технологий для информатизации органов государственной власти и управления по мере создания конкурентоспособных отечественных информационных технологий и средств информатизации;
- государство законными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через СМИ;
- государство способствует предоставлению гражданам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;
- государство прилагает усилия для противодействия информационной экспансии США и других развитых стран, поддерживает интернационализацию глобальных информационных сетей и систем.
На основе приведенных положений государственной политики обеспечения информационной безопасности должны проводиться все мероприятия по защите информации в различных сферах деятельности государства, в т.ч. в оборонной сфере. Это предполагает, в свою очередь, разработку соответствующего научно-технического и организационно-правого обеспечения защиты информации.
Научно-техническое обеспечение должно быть направлено на достижение необходимого уровня защищенности информационных технологий, систем и средств информатизации и связи и заключается в проведении фундаментальных и прикладных исследований, создании защищенных технологий, средств и систем, а также создании средств и систем контроля состояния защиты информации.
Организационно-правовое обеспечение защиты информации должно представлять собой высокоупорядоченную совокупность организационных решений, законов, нормативов и правил, регламентирующих как общую организацию работ по защите информации в масштабах государства и ведомства, так и создание, и функционирование систем защиты информации на конкретных объектах.
Целью данной курсовой работы является - сопоставить виды, средства и методы защиты информации с объектами защиты.
Объект исследования - объекты защиты информации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1. рассмотреть виды, средства и методы защиты информации;
2. обозначить объекты защиты информации;
3. сопоставить способы защиты информации с объектами защиты.
Виды, средства и методы защиты информации
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
· угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
· угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
· угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
· угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Угрозами информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации могут являться:
· монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
· блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
· низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.
Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:
· противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
· закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
· вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
· увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:
· противоправные сбор и использование информации;
· нарушения технологии обработки информации;
· внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;
· разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно - телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;
· уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
· воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
· компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
Совершенствование системы защиты информации
Общие сведения о компании ООО "ВТИ-Сервис", ее система защиты информации и описание организации основных информационных потоков. Классификация средств...
Классификация и характеристика видов, методов и средств защиты информации
Обеспечение информационной безопасности России является одной из приоритетных государственных задач. Под информационной безопасностью (безопасностью и...
Предметная область информационной безопасности
Понятие информационной безопасности, понятие и классификация, виды угроз. Характеристика средств и методов защиты информации от случайных угроз, от уг...
Классификация средств массовой информации и история их развития
Характеристика видов и типов печатных периодических изданий - газет, журналов и альманахов. История изобретения радио, телевидения и интернета как вид...
Анализ методов и средств защиты информации от несанкционированных воздействий
Модель угроз и классификация несанкционированных воздействий. Недостатки существующих и требования к современным средствам защиты. Методика идентифика...