Использование фреймов для представления знаний
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Использование фреймов для представления знаний»
Теоретическая часть
Фреймы - один из распространенных формализмов представления знаний в ЭС. Фрейм можно представить себе как структуру, состоящую из набора ячеек - слотов. Каждый слот состоит из имени и ассоциируемых с ним значений. Значения могут представлять собой данные, процедуры, ссылки на другие фреймы или быть пустыми. Такое построение оказывается очень удобным для моделирования аналогий, описания областей с родовидовыми связями понятий и т.п.
Любой фрейм состоит из некоторых составляющих, имена и содержание которых описано ниже:
1. Имя фрейма. Это идентификатор, присваиваемый фрейму, фрейм должен иметь имя уникальное в данной фреймовой системе.
2. Имя слота. Это идентификатор, присваиваемый слоту; слот должен иметь уникальное имя во фрейме, к которому он принадлежит. Обычно имя слота не несет никакой смысловой нагрузки и является лишь идентификатором данного слота.
3. Указатели наследования. Эти указатели касаются только фреймовых систем иерархического типа, основанные на отношениях “абстрактное-конкретное”, они показывают, какую информацию об атрибутах слотов во фрейме верхнего уровня наследуют слоты с такими же именами во фрейме нижнего уровня. Типичные указатели наследования Unique (U: - уникальный), Same (S: такой же), Range (R: установление границ), Override (O: игнорировать) и т.п. U показывает, что фрейм может иметь слоты с разными значениями: S - все слоты должны иметь одинаковые значения, R - значение слотов фрейма нижнего уровня должны находиться в пределах, указанных значениями слотов фрейма верхнего уровня, О - при отсутствии указания значение слота фрейма верхнего уровня становится значением слота фрейма нижнего уровня, но в случае определения нового значения слотов фреймов нижних уровней указываются в качестве значений слотов.
4. Указание типа данных. указывается, что слот имеет численное значение, либо служит указателем другого фрейма. К типам данных относятся:
FRAME (указатель), INTEGER (целый), REAL (действительный), BOOL (булев), LISP (присоединенная процедура), TEXT (текст), LIST (список), TABLE (таблица), EXPRESSION (выражение) и др.
5. Значение слота. Пункт ввода значения слота. Значение слота должно совпадать с указанным типом данных этого слота, кроме того должно выполняться условие наследования.
6. Демон. Здесь дается определение демонов типа IF-NEEDED, IF-ADDED, IF-REMOVED и т.д. Демоном называется процедура, автоматически запускаемая при выполнении некоторого условия. демоны запускаются при обращении к соответствующему слоту. Кроме того, демон является разновидностью присоединенной процедуры.
7. Присоединенная процедура. В качестве значения слота можно использовать программу процедурного типа. Когда мы говорим, что в моделях представления знаний фреймами объединяются процедурные и декларативные знания, то считаем демоны и присоединенные процедуры процедурными знаниями.
Особенностью иерархической структуры является то, что информация об атрибутах фрейма на верхнем уровне совместно используется всеми фреймами нижних уровней, связанных с ним.
Например: Фреймовое представление конференции.
Иерархические фреймовые структуры базируются на отношениях IS - A между фреймами, описывающими некоторую конференцию. Все фреймы должны содержать информацию о дате, месте, названии темы, докладчике. Таким образом, на самом верхнем уровне определен фрейм КОНФЕРЕНЦИЯ.
Конференции разделяются на коммерческие и по развитию. Они составляют дочерние фреймы. В них могут быть добавлены слоты: объем торговли и бюджет.
Рис.3. Пример фреймовой модели
2.Фреймовая модель
Базовой фрейм
Название слота |
Значение |
|
Книга Тип книги Предмет Автор |
Название слота |
Значение |
|
Книга Тип книги Предмет Автор |
исследова научный гуманитар English |
Название слота |
Значение |
|
Книга Тип книги Предмет Автор |
публич Худож Роман С.Есенин |
Название слота |
Значение |
|
Книга Тип книги Предмет Автор язык |
публич Худож Роман С.Есенин русский |
Название слота |
Значение |
|
Книга Тип книги Предмет Автор Язык |
публич Худож Роман С.Есенин английс |
Название слота |
Значение |
|
Книга Тип книги Предмет Автор Язык английский |
публич Худож Роман С.Есенин Английский имеет |
Название слота |
Значение |
|
Книга Тип книги Предмет Автор Язык русский |
публич Худож Роман С.Есенин Русский имеет |
3. Код программы Интерфейс
<!DOCTYPE html>
<htmllang="en">
<head>
<metacharset="utf-8">
<title>Фрайм - книги</title>
<linkrel="stylesheet/less" type="text/css" href="/less/main.less">
<scripttype="text/javascript" src="/js/less.js"></script>
</head>
<body>
<div class="navbar navbar-fixed-top">
<div class="navbar-inner">
<div class="container">
<a class="btn btn-navbar" data-toggle="collapse" data-target=".nav-collapse">
<span class="icon-bar"></span>
<span class="icon-bar"></span>
<span class="icon-bar"></span>
</a>
<a class="brand" href="/">книги</a>
<div class="nav-collapse">
<ul class="nav">
<li class="active"><a href="#">Главная</a></li>
</ul>
</div>
</div>
</div>
</div>
<div class="container">
<div class="wrapper">
<div class="row">
<div class="span4">
<div class="page-header">
<h4>Критерии выбора <small>выберите книгу</small></h4>
</div>
<h2>Поиск <small>выберите книгу</small></h2>
<form id="yw0" action="/index.php?r=site/seman" method="post"><...
Способы представления знаний
Представление знаний в когнитологии, информатике и искусственном интеллекте. Связи и структуры, язык и нотация. Формальные и неформальные модели предс...
Фреймовое представление знаний
В монографии рассматриваются возможности использования в образовательном процессе фреймового способа представления знаний, приводящего к существенной...
Экспертная система поиска кандидатов на вакансии на бирже труда
Фреймовые модели представления знаний. Разработка структуры фреймов для реализации экспертной системы. Разработка экспертной системы с фреймовой модел...
Фреймы для представления знаний
М.Минский, книгу которого предваряет это предисловие, является создателем теории фреймов. Он рассматривает два вида фреймов, которые сейчас приня...
Модели представления знаний
Классы и группы моделей представления знаний. Состав продукционной системы. Классификация моделей представления знаний. Программные средства для реали...