Изучение общероссийских классификаторов
Краткое сожержание материала:
Размещено на http:///
Размещено на http:///
Общероссийские классификаторы
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ
- 2 ДЕЙСТВУЮЩИЕ ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ
- 2.1 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)
- 2.2 Общероссийский классификатор валют (ОКВ)
- 2.3 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)
- 2.4 Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)
- 2.5 Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО)
- 2.6 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
- 2.7 Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ)
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- ВВЕДЕНИЕ
С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов технико-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Современный этап развития работ по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации связан с выходом Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принятыми в его развитие постановлениями Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».
Особенность текущего этапа обусловлена тем, что национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему стандартизации. При этом не предусмотрено существование ранее действовавшей в стране Единой системы классификации и кодирования информации. Соответственно в составе документов в области стандартизации, используемых на территории РФ, отсутствуют отраслевые классификаторы и классификаторы организаций. Вместе с тем, роль общероссийских классификаторов значительно повышается.
1. Теоретические основы общероссийских классификаторов
Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Ее составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.
Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстат Российской Федерации.
Основными задачами разработки общероссийских классификаторов являются:
1) обеспечение совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов;
2) создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;
3) информационное обеспечение основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество;
4) систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического пространства страны, организации статистического учета и отчетности в банковской деятельности;
5) обеспечение межведомственного обмена информационными ресурсами;
6) упорядочение работ по разработке технических регламентов, по стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказанию услуг;
7) гармонизация общероссийских классификаторов с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации.
Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством промышленности и энергетики РФ, Российским агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития и торговли РФ.
Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти включает в себя создание и экспертизу проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое обеспечение ведения и применения общероссийских классификаторов.
Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.
Обеспечение обязательного применения общероссийских классификаторов осуществляется путем:
1) прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;
2) включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.
Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.
Построение общероссийских классификаторов на базе международных классификаций и стандартов по классификации Организации Объединенных Наций, Международной организации по стандартизации, Европейского Союза и других международных и региональных организаций, их широкое применение позволяет обеспечивать отражение состояния и развития экономики Российской Федерации и построения государственных информационных систем и информационных ресурсов в соответствии с международными требованиями, а также вхождение Российской Федерации в международные и региональные организации и ее эффективное взаимодействие с другими странами.
2. Действующие общероссийские классификаторы
2.1 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) утвержден постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 № 413.
Данный классификатор помогает определить место нахождения объекта в рамках налоговой или иной социально-экономической отрасли. За основу берется административно-территориальное деление, принятое федеральными органами власти и на местах. При этом используется трехуровневая система иерархии в классификации объектов с действующей административной подчиненностью.
Коды ОКАТО были созданы для эффективного информационного обмена между различными государственными ведомствами, создания единого информационного пространства внутри страны, обеспечения достоверности данных и является частью российской национальной системы стандартизации.
ОКАТО пришел на место СОАТО, общесоюзного классификатора, действовавшего в СССР. В таблице 2.1 представлена иерархия кодов ОКАТО.
Таблица 2.1 Иерархия кодов ОКАТО
Уровень классификации |
Характеристика уровня |
|
Первый уровень |
Совпадает с федеративным устройством России, закрепленным ст. 65 Конституции РФ. Это все субъекты Федерации: города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные области и автономные округа в составе РФ, области, края, республики |
|
Другие файлы:
Организация коммерческой деятельности предприятий Взаимосвязь общероссийских классификаторов с основными экономическими международными и региональными классификациями ISIC Классификация информации в информационных системах: критерии и принципы создания классификаторов Лицензирование и стандартизация в области туризма Системы кодирования, используемые в экономической работе |