Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

База данных библиотеки "Стэлс"

Тип: дипломная работа
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Проблемы, обзор и анализ публикаций процесса функционирования библиотеки и обоснование его автоматизации. Анализ альтернативного программного обеспечения по автоматизации работы библиотек. Моделирование процесса функционирования библиотеки "Стэлс".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

CASE - (Computer Aided System Engineering) автоматизированное проектирование прикладных систем.

АС - автоматизированная система.

БД - база данных.

ИС - инструкция пользователя.

ОС - операционная система.

ПК - персональный компьютер.

ПО - программное обеспечение.

ППП - пакет прикладных программ.

СУБД - система управления базами данных.

ТЗ - техническое задание.

ТП - требования пользователя.

ТПО - требования к программному обеспечению.

ВВЕДЕНИЕ

База данных - это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация [1,9].

Это утверждение легко пояснить, если, например, рассмотреть базу данных библиотеки. В ней есть все необходимые сведения об авторах, книгах, читателях и т.д. Доступ к этой базе могут иметь как работники библиотеки, так и читатели, которым необходимо найти какое-либо издание. Но среди них вряд ли найдется такое лицо, которое имеет доступ ко всей базе полностью и при этом способно единолично вносить в нее произвольные изменения. Кроме данных, база содержит методы и средства, позволяющие каждому из сотрудников оперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным сотрудникам, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.

С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройства вывода или передачи по каналам связи [ 7].

В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то, что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий.

Внедрение современных информационных технологий в практику библиотечного и информационно -- библиографического обслуживания стало первоочередной задачей многих библиотек. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе данных библиотеки должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках.

Переход к работе в условиях автоматизированной библиотечной системы облегчит не только работу пользователя, но и сотрудников библиотеки. Библиотечная база данных предназначена для хранения данных о приобретенных библиотекой изданиях (монографиях, справочниках, сборниках статей и т.п.), информации о местонахождении отдельных экземпляров (переплетов) каждого издания и сведений о читателях и о сотрудниках.

При помощи автоматизированной системы обрабатывается весь объем поступающих в библиотеку документов, включая отечественные и иностранные монографии, многотомные и продолжающиеся издания, нормативные материалы. В автоматическом режиме создаются библиографические указатели и списки, с помощью принтера печатаются листы инвентарной книги и все виды каталожных карточек для поддержания систематического и алфавитного карточных каталогов

Развитие автоматизации библиотечных процессов, с одной стороны, возрастающие требования читателей к широте библиотечных коллекций, с другой стороны, диктуют необходимость оперативного решения проблемы электроной доставки документов, включащей такие способы, как получение компакт-дисков с полными текстами; электронная подписка на периодику; получение электронных копий из постоянных электронных хранилищ через Интернет. Планируемое ипользование технологий электронной доставки позволит выделить ядро библиотечного фонда на электронных носителях и таким образом позволит создать предпосылки для плавного перехода к созданию на их основе полнотекстовых баз данных.

В результате моей работы была создана база данных библиотеки «СТЭЛС», при помощи которой можно легко найти необходимую книгу, учесть поступление новых книг и списание старых, а также осуществлять контроль за выдачей и возвратом книг имеющихся в фонде библиотеки.

1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ «СТЭЛС»

1.1 Описание проблемы, обзор и анализ публикаций процесса функционирования библиотеки и обоснование его автоматизации

В процессе ознакомления работы библиотеки "Стэлс" стало очевидно, что все действия сотрудников библиотеки осуществлялись вручную.

Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики[32] в базе должны храниться сведения, большая часть которых на данный момент размещается в аннотированных каталожных карточках [34] (рисунок 1.1).

Д27

Дейт К. Руководство по реляционной СУБД DB2 / Пер. с англ. и предисл. М.Р.Когаловского. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 320 с.: ил.
ISBN 5-279-00063-9
Книга американского специалиста в области реляционных баз данных К.Дейта, автора популярной в СССР монографии "Введение в системы баз данных" (М.: Наука, 1981), представляет собой руководство по перспективной СУБД фирмы ИБМ DB2, сочетающей возможности широко известной системы IMS/VS и реляционной СУБД.
Для специалистов по программному обеспечению информационных систем и студентов вузов.

ББК 32.973

Рисунок 1.1 - Пример каталожной карточки библиотеки

Анализ запросов на литературу (как читателями, так и сотрудниками библиотек) показывает, что для поиска подходящих изданий (по тематике, автору, художнику, издательству и т.п.) и отбора нужного (например, по аннотации) следует выделить следующие атрибуты [32] каталожной карточки:

1 Автор (фамилия и имена (инициалы) или псевдоним каждого автора издания).

2 Название (заглавие) издания.

3 Номер тома (части, книги, выпуска).

4 Вид издания (сборник, справочник, монография, ...).

5 Составитель (фамилия и имена (инициалы) каждого из составителе издания).

6 Язык, с которого выполнен перевод издания.

7 Переводчик (фамилия и инициалы каждого переводчика).

8. Под чьей редакцией (фамилия и имена (инициалы) каждого из титульных редакторов).

9. Художник (фамилия и имена (инициалы) каждого художника-иллюстратора) - для художественных изданий, иллюстрируемых оригинальными рисунками.

10 Повторность издания (второе, одиннадцатое и т.п.).

11 Характер переиздания (исправленное, дополненное, переработанное, стереотипное и т.п.).

12 Место издания (город).

13 Издательство (название издательства).

14 Год выпуска издания.

15 Издательская аннотация или реферат.

16 Библиотечный шифр (например, ББК 32.973).

17 Авторский знак (например, Д27)[34].

Библиотечный шифр и авторский знак используются при составлении каталогов и организации расстановки изданий на полках: по содержанию (в соответствии с библиотечным шифром) и алфавиту (в соответствии с авторским знаком) [34].

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифро-буквенные индексы ступенчатой структуры [32].

В зарубежных странах такое программное обеспечение существует уже давно. Но так как для отечественных библиотечных центров оно является недоступным из-за отсутствия необходимого количества денежных средств, нужно создавать собственное программное обеспечение, которое позволило

- усилить контроль над учетом библиотечных кадров и ресурсов;

- снизить трудозатраты сотрудников библиотеки;

- повысить скорость получения необходимой информации (литература, читатель, сотрудник).

Библиотека «СТЭЛС» состоит из нескольких подразделений:

- регистрационный отдел;

- зал технической литературы;

- зал художественной литературы;

- читальный зал.

В регистрационном отделе сотрудник библиотеки регистрирует новую литературу, а также выдает читательские билеты новым читателям. В залах технической и художественной литературы находятся рабочие места сотрудников библиотеки, которые по необходимости осуществляют поиск необходимой литературы и выдают ее на абонемент читателя. В читальном зале литература не выдается читателям на дом, так как здесь находятся издания, выпущенные малым тиражом, поэто...

Другие файлы:

База данных для библиотеки
Разработка и реализация базы данных для библиотеки, обеспечение хранения, накопления и предоставления информации о деятельности библиотеки. Компьютерн...

База данных для библиотеки
Проектирование базы данных для библиотеки и разработка программы для её удобного использования. Пример работы приложения на примере поиска статей по з...

База данных библиотеки ВУЗа
Анализ основных направлений автоматизации бизнес-процессов с информационными технологиями. Разработка баз данных для решения проблем хранения и систем...

Разработка ценовой стратегии предприятия (на примере предприятия "Стэлс")
Теоретические аспекты разработки ценовой стратегии предприятия, которая является процессом, координирующим производственно-сбытовую деятельность предп...

VRT-DISK-2006 - База данных радиодеталей и компонентов
База данных радиодеталей и компонентов: транзисторы, микросхемы, диоды и так далее - с распиновкой компонентов! Очень полезная база данных для тех кто...