Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Особенности судебного разбирательства гражданских дел об оспаривании нормативно-правовых актов в судах общей юрисдикции

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Особенности производства и доказывания по гражданским делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. Вынесение решения суда, порядок его вступления в законную силу. Изучение позиции Европейского Суда по данным делам.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

37

Содержание

Введение

1. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

1.1 Круг субъектов обращения

1.2 Подведомственность и подсудность

1.3 Особенности подачи заявления

2. Доказывание по делам о признании недействующими нормативных правовых актов

2.1 Предмет доказывания

2.2 Распределение обязанностей по доказыванию

3. Решение суда

4. Позиция Европейского Суда по делам о признании недействующими нормативных правовых актов

5. Подборка судебной практики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений, является разновидностью гражданского судопроизводства наряду с исковым, приказным и особым. Данный вид судопроизводства представляет собой урегулированный нормами подразд. III разд. II (гл. 23-26) ГПК РФ порядок рассмотрения и разрешения судами общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений. Публичные правоотношения - это регулятивные правоотношения, возникающие в связи и по поводу осуществления субъектами публичной власти (в лице органов государственной власти или управления, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих) властных полномочий в соответствующей сфере государственной власти (ст. 10, 77, ПО Конституции РФ) или местного самоуправления (ст. 12, 130, 132 Конституции РФ). Таким образом, указанный вид судопроизводства характеризуется тем, что в качестве предмета судебного разбирательства выступают дела, возникающие из государственных, бюджетных, налоговых, таможенных, валютных, земельных и тому подобных регулятивных правоотношений с вертикальной структурой правовых связей их участников.

Содержание публично-правового отношения образует властно-управленческая деятельность субъекта публичной власти. Из этого следует, что публичные правоотношения - это отношения власти и подчинения, участники которых занимают неравноправные позиции в том смысле, что один из них, а именно орган (должностное лицо) власти и (или) управления, всегда выступает в качестве носителя властных правомочий по отношению к другому его участнику - гражданину или организации. В связи с этим такие регулятивные правоотношения носят ярко выраженный публичный, т.е. государственный, общественно значимый, характер и потому являются публично-правовыми отношениями Туманова Л. В. Защита публично-правовых интересов в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 2002. С. 7, 11-13. Для этих правоотношений характерно то, что один из их участников как носитель властно-управленческих правомочий способен сам, не прибегая к помощи извне, возложить и (или) принудить к исполнению юридических обязанностей другого субъекта вертикальных правоотношений - гражданина или организацию либо воспрепятствовать реализации его (или ее) прав, свобод и законных интересов. Например, по решению органа местного самоуправления на граждан конкретного муниципального образования может быть возложена обязанность по уплате местного налога и (или) сбора, в том числе не предусмотренного налоговым законодательством (п. 5 ст. 12 НК РФ).

Таким образом, сущность производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, заключается в судебном контроле за деятельностью властвующего субъекта публичных правоотношений в лице органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Юридической базой судебного контроля за публичной властно-управленческой деятельностью является Конституция РФ, а именно те ее нормы, которые,

- во-первых, закрепляют принцип разделения государственной власти в России на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

- во-вторых, гарантируют обеспеченность правосудием тех прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18);

- в-третьих, предоставляют каждому право на судебное оспаривание любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует легальное определение НПА.

Наиболее близким к такому определению является следующее: нормативный правовой акт - "письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм". Данное определение содержится в Постановлении ГД ФС РФ от 11.11.1996 №781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации". Оно используется при подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (п. 2 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 №88).

К НПА относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Кроме того, в силу п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009) НПА издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание НПА в виде писем и телеграмм не допускается.

В пределах своих полномочий НПА вправе принимать законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, а также представительные и исполнительные органы местного самоуправления. В отдельных случаях на уровне субъекта РФ принимается специальное законодательство об НПА. В качестве примеров можно привести:

- Закон Забайкальского края от 18.12.2009 №321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края";

- Закон Краснодарского края от 06.06.1995 №7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края";

- Закон Омской области от 21.11.2002 №409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области".

Также нельзя не отметить и то, что сходное определение НПА содержится в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление №48), в котором указано, что существенными признаками, характеризующими НПА, являются следующие:

- издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,

- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Обозначенное разъяснение активно применяется и арбитражными судами (Определения ВАС РФ от 26.08.2013 №ВАС-6256/13 по делу №А73-4977/2012, от 04.02.2013 №ВАС-1002/13 по делу №А09-1648/2012, Постановления ФАС Восточносибирского округа от 15.08.2013 по делу №А78-994/2012, ФАС Поволжского округа от 11.07.2013 по делу №А57-22569/2012, от 09.07.2013 по делу №А12-619/2013). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56610/

1. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

1.1 Круг субъектов обращения

ГПК определяет группы лиц, которые вправе подавать подобные заявления. Разделение субъектов на группы происходит в соответствии с их правовым статусом, включая должностных лиц с их функциональными обязанностями, органы местного самоуправления.

К первой группе относятся граждане и организации, которые считают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и свободы, а также прокуроры - в пределах своей компетенции.

Ко второй группе - Президент РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушается их компетенция.

Все перечисленные лица и органы вправе обжаловать в суде любые нормативные правовые акты, за исключением обжалуемых в арбитражном суде и относящихся к компетенции Конституционного Суда РФ. Данное положение должно учитываться с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. №13-П Вестник Конституционного Суда РФ. ? 2005. ? №3: «… признать… норму, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 66 (части 1 и 2), 76 (части 3, 4, 5 и 6), 118 (часть 2), 125 (части 2, 3 и 5), 126 и 128 (часть З), в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом...

Другие файлы:

Процедура судебного разбирательства дел об оспаривании нормативных правовых актов в судах общей

Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе
В монографии исследуются теоретические и практические проблемы судебного контроля за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процесс...

Совершенствование порядка рассмотрения судами общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов

Нормативно-правовой акт в системе источников права
Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия. Законы и подзаконные акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по...

Производство в суде первой инстанции
Сущность, значение и структура стадии судебного разбирательства. Порядок судебного разбирательства. Формы временной остановки судебного разбирательств...