Особенности структуры и эффективность работы Советского государственного аппарата
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Эволюционный процесс становления российской государственности был прерван революцией. В отличие от первой русской революции 1905-1907 года итогом второй стало полное свержение империализма и установление новой власти, власти народа. Несмотря на сопротивление буржуазного меньшинства и финансирование этого сопротивления из-за рубежа, в январе 1918 года было официально провозглашено создание Советской республики.
Рождение нового государства - далеко не легкое дело, особенно когда это новое государство строится на абсолютном отрицании всего, что осталось от старого государства, на разрушении всех старых государственных основ. Более того, быть революционером и быть управленцем - разные вещи, поэтому большевики столкнулись с множеством препятствий при построении своего государства: прежде всего, нужно было организовать государственный аппарат управления с нуля. Россия - огромная страна, населенная разными национальными группами. К тому же, для страны было непростое время - конец Первой мировой войны, гражданская война в самой России. Поэтому справедливо сказать, что большевики проделали колоссальную работу по организации управления огромной страной в кратчайшие сроки.
Данная тема получила широкое освещение в литературе как российской, так и иностранной. В частности, Б. Рассел и Д. Рид, рассматриваемые нами в ходе работы, давали разные оценки происхдящим событиям после посещения советской России. Среди российских исследователей следует упомянуть работы А. Воротникова, А. Чистикова, А. Чернышову. В исследовании мы использовали не только такие источники, как работы В. И. Ленина по организации труда, первые советские декреты, а также Конституцию, но и учебные пособия и исследования российских историков и политологов. Можно сказать, что наша оценка событий во многом совпадает с оценкой С. Г. Кара-Мурзы.
Однако, несмотря на достаточно глубокую изученность вопроса, он не теряет актуальности и в наши дни. Пожалуй, ни одна страна в мире не может похвастаться тем, что ее управленческий аппарат имеет такую оптимальную организацию, что бюрократической волоките в нем нет места. К тому же опыт большевистского государства является действительно уникальным - в стране не было прецендетнов по созданию нового государства в таких условиях.
Целью данной работы является анализ становления советского государственного аппарата, его организационной структуры и компетенции органов, а также изучение эффективности его работы. Хронологическими рамками исследования были определены начальные годы установления советской власти - с 1917 по 1920 гг.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
проследить исторические условия становления управленческого аппарата РСФСР;
изучить основы организации органов управления и круг полномочий этих органов;
проанализировать правовые основы Советов;
дать оценку составу управленческого аппарата с точки зрения его эффективности и компетентности.
Данные задачи нашли свое отражение и в структуре работы. Так, в первой главе мы рассматриваем становление государственного аппарата в исторической перспективе, в первом параграфе первой главы мы изучили предпосылки установления советской власти, второй параграф посвящен созданию советских органов управления, их структуре и компетенции. В третьем параграфе первой главы мы рассматриваем правовые основы советского государства и его основной закон - Конституцию. Вторая глава посвящена анализу эффективности организации управленческих органов и рассмотрению организационных особенностей советского аппарата, чему и посвящен первый параграф второй главы. Во втором параграфе мы анализируем эффективность советского государственного аппарата точки зрения его кадрового состава и организационной целостности.
В исследовании темы мы использовали метод анализа источников, монографий и научной литературы, статей научных журналов, а также метод обобщения и построения аналогий для составления выводов и общего анализа в соответствии с целями работы.
Глава 1. Становление Советского государства и права: исторические условия и особенности
1.1 Предпосылки создания Советского управленческого аппарата
управленческий аппарат полномочие компетентность
Установление Советского государства в результате победы большевиков в вооруженных столкновениях 1917 года не было неожиданностью. Победе Советов способствовали многие факторы: начиная от разочарования народа в текущей власти, а вследствие этого, и потери власти своей легитимности, и заканчивая отсутствием понимания буржуазии основных принципов управления такой многонациональной страной, как Россия.
Разочарование народа во власти началось еще в начале 18 века, и вылилось в создание Советов и проведение крестьянских восстаний 1902- 1903 годов. Империалистическая власть, однако, ответила на эти волнения репрессиями и террором, а расстреляв мирную демонстрацию 9 января 1905 г. (так называемое "Кровавое воскресенье"), императорский аппарат лишь подлил масла в огонь, и разгорелась первая русская революция, сопровождавшаяся массовыми кровопролитиями. Мы считаем, что первая русская революция 1905-1907 годов явилась первым знамением приближения каких-то более значимых изменений. Так, В.И. Ленин также писал: «Без трех лет величайших классовых битв и революционной энергии русского пролетариата 1905-1907 годов была бы невозможна столь быстрая, в смысле завершение ее начального этапа в несколько дней, вторая революция. Первая (1905 г.) глубоко взрыла почву, выкорчевала вековые предрассудки, пробудила к политической жизни и к политической борьбе миллионы рабочих и десятки миллионов крестьян, показала друг другу и всему миру все классы (и все главные партии) русского общества в их действительной природе, в действительном соотношении их интересов, их сил, их способов действия, их ближайших и дальнейших целей».
И действительно, русский народ отличается инертностью, низкой политический активностью. К тому же, в имперской России большая часть населения - крестьяне и рабочие, и осознав возможность влияния на ход событий, эта огромная сила поднялась против угнетающего строя.
Послабления и уступки, на которые пошла власть после первой революции 1905-1907 годов, очень быстро свернулись. Так, создание выборного парламента (Государственной думы), нельзя назвать удачным: как отмечает С.Г. Кара-Мурза, разгон Думы, выпуск "Выборгского воззвания", а затем и суд над подписавшими воззвание 167 депутатами и заключение в крепость депутатов во главе с председателем Думы С.А. Муромцевым лишили самодержавия поддержки даже дворянства. Земельное законодательство так и не было принято, таким образом, разочаровавшееся крестьянство отвернулось от власти.
Те же настроения наблюдаются и в армии: на фоне начавшейся в 1914 году мировой войны кризис власти еще больше усугубился. На фронтах появляются слухи об измене, растет уровень дезертирства - солдаты не имеют желания сражаться на стороне предавшего их государства. Таким образом, самодержавие потеряло поддержку практически всех слоев населения. Совет Министров практически перестал собираться к концу 1916 года, в рядах министров происходили постоянные замены, а многие из его членов перешли на сторону оппозиции. Реформа в январе 1917 года не дала какого-либо положительного результата.
Завершающим этапом на фоне всего этого стал хлебный кризис 1917 года. Существует мнение, что этот кризис был искусственно создан с целью эскалации конфликта рабочих с властью, так как имеются данные о избыточных запасах хлеба в России в то время. Возникшие перебои с поставками хлеба в Петроград и некоторые другие города пытались решить с помощью введения Продразверстки, однако, эта попытка не увенчалась успехом - кризис перерос в политический.
23 февраля начинаюся массовые выступления крестьян и рабочих, которые к 25 февралю 1917 года перерастают во всеобщую политическую стачку. К лозунгам «Хлеба!» и «Долой самодержавие!» начали присоединяться и войска. За этим последовал добровольный роспуск Совета Министров. Временный комитет, неофициально созданный 27 февраля для наведения порядка в Петрограде и для проведения формальных сношений с представителями государственных учреждений, стал выполнять функции правительства, направив своих комиссаров в Советы и министерства, а также к императору с целью переговороб об отречении от власти.
2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета Великий князь Михаил, к которому перешла корона после переворота, отрекся от престола в пользу Временного правительства.
Поскольку Временное правительство было в основном сформировано из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, оно считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить прежний государственный аппарат и основы права. Кроме того, Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, включая на волне демократизации в состав ведомств и учреждений представителей Советов, профсоюзов и других общественных организаций.
Более того, несмотря на договоренность между Временным комитетом Государственной думы и Исполнительным комитетом Петроградского совета не поднимать пока вопрос о государственном устройстве, форме правления страны, Временным правительством была учреждена Особая комиссия Юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов, которая вплоть до 24 октября занималась разрабо...
Особенности функционирования советского государственного аппарата в 1940-е гг.
Сравнительный анализ государственного управления в зарубежных странах, меры повышения его эффективности
Понятие государственное управление, состав органов государственного управления: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Структура го...
Перестройка советского государственного аппарата при переходе к НЭПу
Переход к НЭПУ и необходимость приспособления государственного аппарата к его условиям. Перестройка аппарата по руководству народным хозяйством. Созда...
Анализ элементов структуры государственного аппарата современного государства
Основные подходы по вопросу соотношения механизма государства и государственного аппарата. Организация и деятельность государственных институтов, сост...
Механизм государства
Соотношение государства, государственного аппарата и государственной службы. Совершенствование государственного аппарата. Преобразования в политическо...