Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Особенности структуры и эффективность работы Советского государственного аппарата

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Исторические условия становления управленческого аппарата РСФСР. Основы организации органов управления и круг их полномочий. Анализ правовых основ Советов. Оценка состава управленческого аппарата с точки зрения его эффективности и компетентности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Эволюционный процесс становления российской государственности был прерван революцией. В отличие от первой русской революции 1905-1907 года итогом второй стало полное свержение империализма и установление новой власти, власти народа. Несмотря на сопротивление буржуазного меньшинства и финансирование этого сопротивления из-за рубежа, в январе 1918 года было официально провозглашено создание Советской республики.

Рождение нового государства - далеко не легкое дело, особенно когда это новое государство строится на абсолютном отрицании всего, что осталось от старого государства, на разрушении всех старых государственных основ. Более того, быть революционером и быть управленцем - разные вещи, поэтому большевики столкнулись с множеством препятствий при построении своего государства: прежде всего, нужно было организовать государственный аппарат управления с нуля. Россия - огромная страна, населенная разными национальными группами. К тому же, для страны было непростое время - конец Первой мировой войны, гражданская война в самой России. Поэтому справедливо сказать, что большевики проделали колоссальную работу по организации управления огромной страной в кратчайшие сроки.

Данная тема получила широкое освещение в литературе как российской, так и иностранной. В частности, Б. Рассел и Д. Рид, рассматриваемые нами в ходе работы, давали разные оценки происхдящим событиям после посещения советской России. Среди российских исследователей следует упомянуть работы А. Воротникова, А. Чистикова, А. Чернышову. В исследовании мы использовали не только такие источники, как работы В. И. Ленина по организации труда, первые советские декреты, а также Конституцию, но и учебные пособия и исследования российских историков и политологов. Можно сказать, что наша оценка событий во многом совпадает с оценкой С. Г. Кара-Мурзы.

Однако, несмотря на достаточно глубокую изученность вопроса, он не теряет актуальности и в наши дни. Пожалуй, ни одна страна в мире не может похвастаться тем, что ее управленческий аппарат имеет такую оптимальную организацию, что бюрократической волоките в нем нет места. К тому же опыт большевистского государства является действительно уникальным - в стране не было прецендетнов по созданию нового государства в таких условиях.

Целью данной работы является анализ становления советского государственного аппарата, его организационной структуры и компетенции органов, а также изучение эффективности его работы. Хронологическими рамками исследования были определены начальные годы установления советской власти - с 1917 по 1920 гг.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

проследить исторические условия становления управленческого аппарата РСФСР;

изучить основы организации органов управления и круг полномочий этих органов;

проанализировать правовые основы Советов;

дать оценку составу управленческого аппарата с точки зрения его эффективности и компетентности.

Данные задачи нашли свое отражение и в структуре работы. Так, в первой главе мы рассматриваем становление государственного аппарата в исторической перспективе, в первом параграфе первой главы мы изучили предпосылки установления советской власти, второй параграф посвящен созданию советских органов управления, их структуре и компетенции. В третьем параграфе первой главы мы рассматриваем правовые основы советского государства и его основной закон - Конституцию. Вторая глава посвящена анализу эффективности организации управленческих органов и рассмотрению организационных особенностей советского аппарата, чему и посвящен первый параграф второй главы. Во втором параграфе мы анализируем эффективность советского государственного аппарата точки зрения его кадрового состава и организационной целостности.

В исследовании темы мы использовали метод анализа источников, монографий и научной литературы, статей научных журналов, а также метод обобщения и построения аналогий для составления выводов и общего анализа в соответствии с целями работы.

Глава 1. Становление Советского государства и права: исторические условия и особенности

1.1 Предпосылки создания Советского управленческого аппарата

управленческий аппарат полномочие компетентность

Установление Советского государства в результате победы большевиков в вооруженных столкновениях 1917 года не было неожиданностью. Победе Советов способствовали многие факторы: начиная от разочарования народа в текущей власти, а вследствие этого, и потери власти своей легитимности, и заканчивая отсутствием понимания буржуазии основных принципов управления такой многонациональной страной, как Россия.

Разочарование народа во власти началось еще в начале 18 века, и вылилось в создание Советов и проведение крестьянских восстаний 1902- 1903 годов. Империалистическая власть, однако, ответила на эти волнения репрессиями и террором, а расстреляв мирную демонстрацию 9 января 1905 г. (так называемое "Кровавое воскресенье"), императорский аппарат лишь подлил масла в огонь, и разгорелась первая русская революция, сопровождавшаяся массовыми кровопролитиями. Мы считаем, что первая русская революция 1905-1907 годов явилась первым знамением приближения каких-то более значимых изменений. Так, В.И. Ленин также писал: «Без трех лет величайших классовых битв и революционной энергии русского пролетариата 1905-1907 годов была бы невозможна столь быстрая, в смысле завершение ее начального этапа в несколько дней, вторая революция. Первая (1905 г.) глубоко взрыла почву, выкорчевала вековые предрассудки, пробудила к политической жизни и к политической борьбе миллионы рабочих и десятки миллионов крестьян, показала друг другу и всему миру все классы (и все главные партии) русского общества в их действительной природе, в действительном соотношении их интересов, их сил, их способов действия, их ближайших и дальнейших целей».

И действительно, русский народ отличается инертностью, низкой политический активностью. К тому же, в имперской России большая часть населения - крестьяне и рабочие, и осознав возможность влияния на ход событий, эта огромная сила поднялась против угнетающего строя.

Послабления и уступки, на которые пошла власть после первой революции 1905-1907 годов, очень быстро свернулись. Так, создание выборного парламента (Государственной думы), нельзя назвать удачным: как отмечает С.Г. Кара-Мурза, разгон Думы, выпуск "Выборгского воззвания", а затем и суд над подписавшими воззвание 167 депутатами и заключение в крепость депутатов во главе с председателем Думы С.А. Муромцевым лишили самодержавия поддержки даже дворянства. Земельное законодательство так и не было принято, таким образом, разочаровавшееся крестьянство отвернулось от власти.

Те же настроения наблюдаются и в армии: на фоне начавшейся в 1914 году мировой войны кризис власти еще больше усугубился. На фронтах появляются слухи об измене, растет уровень дезертирства - солдаты не имеют желания сражаться на стороне предавшего их государства. Таким образом, самодержавие потеряло поддержку практически всех слоев населения. Совет Министров практически перестал собираться к концу 1916 года, в рядах министров происходили постоянные замены, а многие из его членов перешли на сторону оппозиции. Реформа в январе 1917 года не дала какого-либо положительного результата.

Завершающим этапом на фоне всего этого стал хлебный кризис 1917 года. Существует мнение, что этот кризис был искусственно создан с целью эскалации конфликта рабочих с властью, так как имеются данные о избыточных запасах хлеба в России в то время. Возникшие перебои с поставками хлеба в Петроград и некоторые другие города пытались решить с помощью введения Продразверстки, однако, эта попытка не увенчалась успехом - кризис перерос в политический.

23 февраля начинаюся массовые выступления крестьян и рабочих, которые к 25 февралю 1917 года перерастают во всеобщую политическую стачку. К лозунгам «Хлеба!» и «Долой самодержавие!» начали присоединяться и войска. За этим последовал добровольный роспуск Совета Министров. Временный комитет, неофициально созданный 27 февраля для наведения порядка в Петрограде и для проведения формальных сношений с представителями государственных учреждений, стал выполнять функции правительства, направив своих комиссаров в Советы и министерства, а также к императору с целью переговороб об отречении от власти.

2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета Великий князь Михаил, к которому перешла корона после переворота, отрекся от престола в пользу Временного правительства.

Поскольку Временное правительство было в основном сформировано из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, оно считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить прежний государственный аппарат и основы права. Кроме того, Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, включая на волне демократизации в состав ведомств и учреждений представителей Советов, профсоюзов и других общественных организаций.

Более того, несмотря на договоренность между Временным комитетом Государственной думы и Исполнительным комитетом Петроградского совета не поднимать пока вопрос о государственном устройстве, форме правления страны, Временным правительством была учреждена Особая комиссия Юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов, которая вплоть до 24 октября занималась разрабо...

Другие файлы:

Особенности функционирования советского государственного аппарата в 1940-е гг.

Сравнительный анализ государственного управления в зарубежных странах, меры повышения его эффективности
Понятие государственное управление, состав органов государственного управления: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Структура го...

Перестройка советского государственного аппарата при переходе к НЭПу
Переход к НЭПУ и необходимость приспособления государственного аппарата к его условиям. Перестройка аппарата по руководству народным хозяйством. Созда...

Анализ элементов структуры государственного аппарата современного государства
Основные подходы по вопросу соотношения механизма государства и государственного аппарата. Организация и деятельность государственных институтов, сост...

Механизм государства
Соотношение государства, государственного аппарата и государственной службы. Совершенствование государственного аппарата. Преобразования в политическо...