Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Особенности применения специальных знаний при вовлечении несовершеннолетних в сферу уголовного судопроизводства

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Педагогические и психологические знания в уголовном судопроизводстве. Проблемы использования следователями в ходе производства с участием несовершеннолетних собственных педагогических и психологических знаний, а также присутствия психолога на допросах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

На протяжении последних десятилетий в специальной литературе довольно часто обосновывалась необходимость привлечения к допросу лиц, не достигших 18 лет, специалиста-психолога (как альтернативы педагогу, участие которого в ходе рассматриваемого следственного действия регламентировано уголовно-процессуальным законом уже давно). Законодатель учел многочисленные пожелания теоретиков и практиков и в нормах УПК РФ предусмотрел возможность участия в допросе несовершеннолетних психолога, однако коснулась эта новелла, к сожалению, только лишь подозреваемых и обвиняемых указанного возраста.

Педагогические и психологические знания в уголовном судопроизводстве

Конечно, альтернатива педагогу была необходима и в этом случае, ведь педагоги, как правило, имеют дело с подростками, не допускающими правонарушений, в отличие от практикующих психологов. В свете обеспечения защиты прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве указанное нововведение Кодекса представляется вполне логичным и своевременным. На практике же дело зачастую обстоит следующим образом: следователь, имеющий достаточный опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями, с годами постигший все их психологические особенности, вправе прибегнуть еще и к помощи психолога при допросе указанных лиц. А в случае допроса несовершеннолетних потерпевших или свидетелей, когда помощь квалифицированного специалиста следователю действительно необходима (особенно, если участник следственного действия - малолетний), оказать ее, получается, некому.

Да, нормами УПК РФ предусмотрена возможность привлечения педагога к допросу несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. Но бывают ситуации, когда необходимо допросить ребенка, например, 4-х лет. Какую помощь здесь окажет педагог (пусть даже начальной школы), если опыт его работы ограничивается 6-летними детьми? В указанном случае целесообразней пригласить психолога, работающего в детском дошкольном учреждении. Владея знаниями о психологических возможностях восприятия и передачи информации именно 4-летними детьми, он не будет пассивным наблюдателем, а окажет реальную помощь следователю. Тем более в арсенале практикующего детского психолога всегда есть способы быстрого расположения к себе ребенка.

Опять же психолог просто необходим на стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, когда для установления психологического контакта с допрашиваемым и построения наиболее оптимальной тактики дальнейшего допроса необходимо оперативно определить особенности его темперамента и характера. Некоторые авторы выступают с предложением использования для этого «психологических тестов в виде компьютерных программ типа MMPI, теста Кеттелла, характерологического опросника и метода исследования уровня субъективного контроля, которые позволяют получить данные о характере несовершеннолетнего, его ориентации, уровне эмоциональности и интеллектуального развития».

При этом субъектом реализации на практике указанной рекомендации предполагается именно следователь. Конечно, эта мысль заслуживает внимания с позиций свидетельства значимости изучения психологических особенностей допрашиваемого. Но тестирование с помощью означенных методик (даже при условии использования компьютерных программ для обработки полученных от несовершеннолетних данных) - достаточно трудоемкий процесс, занимающий не один час. К тому же проанализировать и верно прокомментировать результаты подобных процедур способен только специалист. По данным проведенного нами анкетного опроса, 67,3% следователей признали в настоящее время затруднительной реализацию на практике идеи использования психологических тестов для изучения личности несовершеннолетних свидетелей (потерпевших). Против выступили 14% опрошенных, аргументировав свою позицию тем, что тестированием должен заниматься психолог, чье участие в данном следственном действии закон не регламентирует.

В таких условиях представляется целесообразным привлекать психолога к участию в допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего как специалиста (в порядке ст. 168 УПК РФ). На стадии подготовки к следственному действию практикующему детскому психологу достаточно нескольких минут для выяснения, например, характера взаимоотношений между ребенком и его родителем, вызванным следователем для участия в допросе.

При помощи специальных методик психолог способен незаметно для испытуемых получить достоверную информацию об истинном положении дел в семье. Так, предложив матери и ребенку совместное выполнение простого задания, однако поставив их в зависимость друг от друга (например, малолетнему завяжут глаза, а мать попросят руководить его действиями при помощи слов) и ограничив время выполнения задания, психолог восстановит картину их действительного отношения друг к другу. Как правило, мать, подавляющая ребенка, не может сдержаться, начинает выходить из себя и даже кричать, если ребенок выполнит что-то, не соответствующее ее указаниям.

Если после этого ребенок потеряется, начнет чаще ошибаться, а потом и вовсе замкнется в себе, у психолога будут все основания не рекомендовать следователю присутствие матери при допросе малолетнего, во избежание получения от последнего показаний в угоду матери. Во время допроса ребенок будет постоянно смотреть на ее реакцию, опасаясь сказать что-нибудь не то. Естественно, это только затруднит и без того непростой процесс получения показаний от малолетнего.

При допросе несовершеннолетних потерпевших по делам о половых преступлениях следователю целесообразно наладить контакт с психологом из реабилитационного центра (если, конечно, потерпевшие обращались за квалифицированной психологической помощью), что позволит избрать наиболее щадящую тактику допроса и избежать обострения последствий причиненной преступлением психологической травмы.

О необходимости участия психолога (как альтернативы педагогу) при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших заявили 56,7% работников правоохранительных органов, принимавших участие в анкетном опросе. Без помощи квалифицированного психолога абсолютно невозможно обойтись: 1) если несовершеннолетнему преступлением причинена психологическая травма (так считают 42% от общего числа опрошенных); 2) если допрашиваемый - малолетний (соответственно, 28,7%).

Можно привести еще много примеров тех преимуществ, которые дает привлечение специалиста-психолога к участию в допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (и, соответственно, законодательная регламентация такой возможности как альтернативы присутствию педагога в следственном действии). Вместе с тем некоторые авторы считают, что педагог и психолог «не являются ни равнозначными, ни взаимозаменяемыми специалистами для целей уголовного судопроизводства». Для последних нужны специалисты с базовым психологическим (а не педагогическим) образованием и только в области психологии личности.

С учетом изложенного представляется целесообразным:

- дополнение ст. 168 УПК РФ «Участие специалиста» положениями примерно следующего содержания: «При производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие специалиста в области возрастной или педагогической психологии обязательно. При производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет специалист в области возрастной или педагогической психологии приглашается по усмотрению следователя»;

- изложение ч. 1 ст. 58 УПК РФ «Специалист» в следующей редакции: «Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для оказания помощи в их проведении, для содействия в обнаружении…», что создаст общую правовую основу для привлечения указанных выше специалистов. На наш взгляд, указанное совершенствование норм уголовно-процессуального закона будет способствовать повышению результативности не только допроса, но и иных следственных действий, проводимых с участием лиц, не достигших 18 лет, а также послужит дополнительной гарантией обеспечения прав и законных интересов вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства несовершеннолетних.

Проблемы использования следователями в ходе производства с участием несовершеннолетних собственных педагогических и психологических знаний

Под профессиональными участниками производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних применительно к названной форме использования специальных знаний мы понимаем участников, имеющих юридическое образование (юристов-профессионалов), - дознавателя, следователя, прокурора, судью и адвоката.

В юридической литературе некоторые авторы если и выделяют в качестве самостоятельной формы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве такую, как использование собственных специальных знаний, то субъектом использования называют исключительно следователя. Складывается впечатление, что ни дознаватель, ни прокурор, ни тем более судья не вправе применять в уголовном процессе свои специальные знания. Безусловно, это не так.

Собственные специальные знания вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства приобретаются ими в рамках образовательного процесса, когда они получают юридическое образование, и в дальнейшем - в ходе переподготовки и повышения квалификации. В литературе справедливо отмечается, что эти знания касаются получения навыков непосре...

Другие файлы:

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Специфика уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних при совершении...

Политика в отношении несовершеннолетних правонарушителей
Теоретико-прикладное обоснование необходимости в особенностях уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних. Выделение уголовного дела в отд...

Особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних

Использование специальных знаний в уголовном процессе (криминалистический аспект)
Понятие специальных знаний. Соотношение юридических и специальных знаний. Субъекты использования специальных знаний. Теория криминалистики и уголовног...

Участники уголовного судопроизводства
Понятие участников уголовного судопроизводства. Правовое положение участников уголовного судопроизводства. Участники уголовного судопроизводства со ст...