Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Основные направления государственной стратегии в экономических и социальных сферах

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие государственного управления в экономической и социальной сфере. Основные направления социально-экономической стратегии России. Реструктуризация сектора высшего образования. Модернизация необходимых элементов инновационной инфраструктуры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Стратегия развития государства: сущность, функции

1.1 Понятие государственного управления в экономической и социальной сфере

Государственное управление экономикой, хозяйством, так же как и муниципальное управление, представляют неотъемлемую часть более общей системы управления экономикой страны [9, c. 8].

Управление как социально необходимый инструмент упорядочения общественных отношений в реальной жизни проявляется по-разному. В специальной литературе управление подразделяется на отдельные виды по различным основаниям (в зависимости от сфер общественной жизнедеятельности, от структуры общественных отношений, от объектов управления и т.д.) Многие авторы в качестве основания классификации видов управления выделяют сущностные свойства и природу субъекта управления. В этом случае выделяются: государственное управление (в обобщённом виде субъектом управления выступает государство), общественное управление, общественные негосударственные структуры, менеджмент (субъект управления на хозяйственном микроуровне - руководитель, менеджер предприятия фирмы и т.д.), местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление) [4, c. 5].

Управлению подвергается и экономика, и социальная сфера, и сфера административно-политического строительства. В свою очередь сама управленческая деятельность как специализированная человеческая деятельность приобретает свою предметную природу в зависимости от того, в какой сфере она осуществляется.

Таким образом, можно считать, что к сущностным признакам социального управления могут быть отнесены [20, c. 16]:

а) управление есть общественно необходимая функция, которая носит всеобщий характер и непременно имеет место там, где осуществляется коллективная (совместная) деятельность людей;

б) управление есть сознательная, волевая, целенаправленная деятельность людей, связанная с разработкой, принятием и практической реализацией управленческих решений;

в) управляющее воздействие является ядром, стержнем управления, оказывает всестороннее влияние на общественную систему, её составные части, поведение людей; обладает целеполаганием, организующими и регулирующими свойствами;

г) властность, как необходимый признак управления, необходимое условие реализации управляющего воздействия на объекты, поведение людей;

д) организационная (административная) оформленность управления, обеспечивающая формирование структуры и функционирование системы социального управления, её составных частей, коллективов (ассоциаций) людей.

Государственному управлению принадлежит особое место в системе целенаправленного, организующего и регулирующего воздействия на общественные процессы. Это связано с тем, что государство как ведущий субъект социального управления выступает единственной универсальной организацией политической власти в обществе, охватывающей всё население страны в пределах определённой территории. Ни один другой субъект социального управления не обладает таким свойством [4, c. 6].

Целостное представление о государственном управлении как определяющем воздействии на общественные процессы можно получить путём анализа его сущностных свойств.

Социально-политическая природа государственного управления выражается в ряде его сущностных признаков. Это, прежде всего, заложенная в нём мощная властная сила.

Действительно, государство потому и является государством и тем самым отличается от иных общественных структур, что в нём сосредоточена и им реализуемая в обществе - по отношению и людям - государственная власть. Государственная власть - это особый атрибут управления в обществе. Располагая огромными материальными, финансовыми, организационными и другими ресурсами, государство в процессе управляющего воздействия на социальную систему обладает исключительным правом применения в случае необходимости легитимных средств, принуждения.

Являясь составной (и наиболее оформленной) частью социального управления, государственное управление, имеет целенаправленный характер и обеспечивает решение специфических задач. Именно государству принадлежит ведущая роль в реализации государственных национальных интересов.

Управление экономикой, т.е. экономическими объектами, процессами, отношениями, будучи частью управления государством и обществом, характеризуется следующими признаками [9, c. 12]:

1) сочетанием управления производством, распределением, обменом, потреблением, т.е. воспроизводством общественного продукта;

2) воздействием на людей, производственные коллективы и социальные группы, учитывающим их интересы, мотивы действия, индивидуальную и социальную экономическую психологию;

3) направленностью на придание производственно-экономическим и социально-экономическим процессам, экономическим отношениям между людьми, социальными группами, регионами, государствами того характера, который необходим лицам, осуществляющим управление, соответствующим их целям и намерениям;

4) влиянием на людей, обеспечивающим их участие в экономической деятельности, в процессах преобразования экономических, природных ресурсов в продукт обеспечения жизнедеятельности общества.

Неизбежность управления экономикой, хозяйством, часто именуемого менеджментом, вытекает из объективно обусловленной необходимости организации, координации труда совместно действующих работников, придания ему выраженной целевой направленности, обеспечения эффективного использования ресурсов. Управление, непосредственно влияя на ключевые экономические процессы, их участников, результаты экономической деятельности, представляет неотъемлемую часть экономической системы государства и общества, мировой экономики.

Глубокая связь государственного управления с социальными процессами и явлениями вытекает из целей, задач, функций государственного воздействия на экономику. Поскольку генеральная цель государственного управления состоит в обеспечении народного благосостояния, повышении уровня жизни народа, удовлетворении общественных потребностей, то социальное начало призвано быть ведущим, определяющим принципом управления.

Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. А это означает, что государственные органы управления должны проводить активную социальную политику, ориентировать экономику на решение социальных задач.

1.2 Сущность государственной стратегии и ее основные элементы

Стратегия государства - стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан и создает условия для развития личной инициативы, охраняет безопасность, законную свободу и собственность каждого, способствует развитию нравственных ориентиров в обществе [2].

Экономическая стратегия - форма долгосрочного управления социально-экономическими процессами на разных уровнях экономической системы [3]. Экономическая стратегия вырабатывается государством. Она рассчитывается на 10-15 лет: определяются долгосрочные цели развития в разрезе всей национальной экономики, ее сфер и секторов, отдельных отраслей и регионов; отбираются наиболее эффективные пути, средства и методы их достижения. Намечаемые ориентиры характеризуются взаимоувязанной системой основных макроэкономических показателей: темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП), промышленного и сельскохозяйственного производства, уровнем благосостояния населения и его доходов, темпами инфляции и др. На микроуровне разработка стратегии фирмы является составной частью формирования ее бизнес-плана. Она включает стратегию поведения фирмы в борьбе с конкурентами, ее инновационную и маркетинговую стратегию.

На современной постиндустриальной стадии развития экономическая стратегия государства реализуется через пакеты стратегических долгосрочных программ: социальных, экономических, научно-технических, экологических, инновационных и др. Главным направлением государственного стратегического управления становится усиление социальной направленности развития экономики.

Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика.

Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода.

Экономическая политика конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде в разрезе следующих взаимосвязанных направлений деятельности государства:

- внешнеэкон...

Другие файлы:

Критический анализ государственной молодежной политики
Понятия "Государственная молодежная политика" и "молодежь". Общественное обсуждение Проекта Стратегии государственной молодежной политики. Анализ стра...

Основные направления глобализации социальных и экономических процессов

Обзор основных направлений государственной финансовой политики в РФ
Содержание финансовой политики государства и предприятия. Основные направления бюджетной стратегии Российской Федерации. Составные части финансовой по...

Государственное регулирование экономических и социальных процессов в развитых странах
Экономические инструменты государственного регулирования. Формы, методы и основные направления регулирования государством экономических и социальных п...

Разработка инвестиционной стратегии Сбербанка
Анализ текущей ситуации, миссия и ценности, основные направления преобразований и стратегические цели Сбербанка. Кадровая политика. Приоритетные напра...