Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Основные вопросы конституционного права Российской Федерации

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Характеристика и основные особенности Конституции Российской Федерации, задачи реализации принципа разделения властей. Анализ полномочий Президента Российской Федерации: представление России внутри страны, охрана государственного суверенитета России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Принцип разделение властей как основа конституционного строя Российской Федерации

конституция власть президент суверенитет

Разделение властей - конституционный принцип организации управления государственной жизнью, который может проявляться в двух аспектах:

ь Разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, и разграничение полномочий между ними;

ь Разделение властных функций по уровням системы государственных органов, например, в условиях Российской Федерации - федеральный уровень, уровень субъектов РФ и уровень местного самоуправления, которое хотя и является негосударственной категорией, но участвует в управлении общественными, а частично, по поручению государства - и государственными делами Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007. - С.350..

В Российской Федерации принцип разделение властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но нарушение этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В ст.10 говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Более чем скромное наполнение столь сложного и важного принципа порождает вопросы, ответы на которые даются конституционными нормами, определяющими механизм государственной власти (главы «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть»). Следует помнить, что все эти высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М - Норма, 1997. - С.131..

Как можно видеть из ст.10 Конституции РФ, принцип разделения властей распространяется лишь на органы государственной власти. В системе местного самоуправления принцип разделения властей официально не применяется, но реально все равно различаются представительные (думы, собрания) и исполнительные органы (в лице главы муниципального образования и местной администрации) местного самоуправления. Если Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как бы подразумевал такое различие, то пришедший ему на смену Федеральный закон 2003 г. не только использует понятие «представительного органа», но и прямо называет местную администрацию «исполнительно-распорядительным органом» Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007. - С.351..

Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит не в одну их трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это, однако, не означает, что создана некая фигура «дирижера», способного руководить всем «оркестром». Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.). Таким образом, конституционная конструкция власти «1+3» фактически оборачивается конструкцией «2+2». Здесь, впрочем, нет ничего необычного - соединение функций главы государства и главы исполнительной власти встречается часто.

Главная суть принципа разделения властей проявляется в следующем:

ь Каждая ветвь власти занимается своими, юридически порученными ей делами;

ь Ветви власти самостоятельны, не имеют права вмешиваться взаимно в деятельность и подменять друг друга;

ь Каждая ветвь власти обладает средствами воздействия на другие ветви власти, чтобы они принимали решения, в которых у данной ветви власти есть интерес, и чтобы обеспечивался баланс властей, а также соблюдалась законность в их деятельности.

Может показаться, что соблюдение принципа разделения властей не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний. Но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций. Создание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов - важнейшее условие политической стабильности и исключения конституционных кризисов Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М - Норма, 1997. - С.131..

Организация государственной власти в стране может основываться на двух различных принципах. Один известен нашему государству и может быть назван принципом верховенства представительных органов («верховенства Советов»), когда на всех уровнях, а тем более на общегосударственном, представительные органы занимают главенствующее положение. Это значит, что, во-первых, они имеют принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства, соответствующей территории, в том числе и независимо от того, какому органу этот вопрос отдан для постоянного разрешения, во-вторых, все другие государственные органы формируются представительными органы и подотчетны им. Так, высший представительный орган формирует правительство страны, может в любое время изменить его состав или переформировать полностью. Он вправе заслушать отчет правительства, предложить ему отменить свое решение либо при необходимости сам может отменить решение правительства. Хотя провозглашается независимость судей и их подчинение только закону, соответствующий представительный орган может заслушать отчет суда о том, как он осуществляет политику государства в части борьбы за укрепление законности, а также переформировать состав суда.

Другая модель государственной власти основана на принципе разделения властей. Согласно ей, представительные органы рассматривают и решают лишь те вопросы, которые отданы в их ведение, т.е. на основе разделения полномочий между государственными органами.

Разумеется, и при этой модели у представительных учреждений есть средства воздействия на другие органы, и прежде всего на исполнительные. Они вправе контролировать порядок исполнения ими законов. Для этого у представительных органов могут быть средства воздействия: заслушивания отчетов и сообщений исполнительных органов, выражение им доверия (недоверия), приводящее к отставке последних. Однако и другие органы, т.е. и исполнительные, и судебные предотвращающие принятие ими необоснованных решений или влекущие последующую их отмену. Итак, есть взаимное влияние этих органов друг на друга, получившее название «система сдержек и противовесов», при которой они как бы уравновешивают друг друга.

Итак, в Российской Федерации введение разделения властей должно было найти следующие основные проявления:

ь Представительные органы утрачивают верховенствующие позиции, возможность рассматривать вопросы, входящие в компетенцию исполнительных органов, подменять их, соединять в себе черты представительных и исполнительных органов;

ь Не допускается возвышение исполнительных органов за счет принижения роли представительных. Исполнительная власть, а также Президент РФ, стоящий вне разделения и над всеми ветвями, не подменяют законодательную власть. В принципе исполнительная власть действует во исполнение актов, принимаемых законодательной властью, - законов. Разумеется, исполнительная власть может оказывать влияние на деятельность законодательной власти, на содержание законов. Однако исполнительная власть не может взять на себя функции представительной власти. В ряде отношений (выполнение законов, исполнение бюджета, некоторые аспекты управления государственными делами) исполнительная власть действует под контролем законодательной власти;

ь Судебная власть в системе разделения властей не только выполняет функции прямого правосудия по обращениям физических или юридических лиц, но в ряде отношений может оценивать акты законодательной или исполнительной власти, разрешать их споры. Своими решениями судебная власть способствуют укреплению законности в деятельности других ветвей власти, вправе признавать утратившими силу (недействующими, недействительными) их незаконные (неконституционные) акты Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007. - С.351..

Компетенция Президента Российской Федерации

Пост Президента был учрежден в РСФСР на всенародном референдуме 17 марта 1991 г. В настоящее время Президент РФ - глава государства, получающий свои полномочия на шестилетний срок непосредственно от народа в лице избиратель...

Другие файлы:

Конституционное право РФ как юридическая наука и отрасль права
Предмет, система и источники науки конституционного права Российской Федерации. Основные принципы демократии и организации власти. Соотношение констит...

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и юридическая наука
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Юридический состав основных форм конституционно-правовых отношений в России. Определени...

Политико-правовая природа конституционного правосудия. Органы конституционного правосудия США и Российской Федерации и их место в системе высших органов государственной власти
Характеристика и основные задачи конституционного правосудия и контроля. История развития конституционного правосудия в Российской Федерации и США. Ср...

Нормы и источники конституционного права
Понятие норм и источников конституционного права, содержание их признаков. Конституция Российской Федерации - базисный источник современного конституц...

Конституционный суд Российской Федерации
Конституционный Суд Российской ФедерацииКонституционный Суд Российской Федерации является судебным органомконституционного контроля, самостоятельно и...