Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Органы государственной власти Российской Федерации

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Механизм государства, система и специфические признаки органов государства. Положение Президента в системе органов государственной власти. Компетенция и структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правовая основа их деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Органы государственной власти РФ

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части

1.1 Основные понятия аппарата (механизма) государства

1.2 Органы государственной власти

2. Система государственных органов Российской Федерации

2.1. Положение Президента в системе органов государственной власти

2.2. Органы представительной (законодательной) власти

2.3. Органы государственного управления (исполнительной власти)

2.4. Органы судебной власти

Заключение

Библиографический список

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В теории права при рассмотрении вопроса о системе конституционного права выделяется один из основополагающих институтов данной правовой отрасли, который составляют нормы, закрепляющие систему государственной власти, виды ее органов, принципы их образования и деятельности. Государственное право РФ. / Под ред. Кутафина О.Е. М., 1993. Т. 1. С. 26.

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Построение новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.

Согласно ст. 10 Конституции Конституция РФ от 12.12.1993 г. - М.: ООО «ТК-Велби», 2002. - 32 с. государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели -- создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Объектом данной курсовой работы является конституционная система государственных органов Российской Федерации.

Предмет исследования - организация и деятельность государственного аппарата Российской Федерации.

Основной целью курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, а также характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1) проанализировать литературу по теме исследования;

2) обобщить теорию в области изучения системы государственных органов РФ;

3) охарактеризовать основополагающие принципы теории разделения властей.

Для проверки поставленных задач был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:

- анализ юридической, правовой, публицистической литературы;

- анализ действующего законодательства и рекомендаций по правильному, соответствующему смыслу закона его применению.

1. ПОНЯТИЕ АППАРАТА (МЕХАНИЗМА) ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

1.1 Основные понятия аппарата (механизма) государства

Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Механизм государства - есть система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.:Юрайт,1998. С.17.

В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.

В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1997. С.114.

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:

- осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;

- образуются в порядке, установленном законом. Рассолов М.М. Теория государства и права. - М.: 2000.

1.2 Органы государственной власти

Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков:

1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком.

2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но воз...

Другие файлы:

Система органов государственной власти
Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органо...

Органы государственной власти в России
Характеристика системы государственной власти Российской Федерации. Понятие органов государственной власти, их основные признаки и виды. Органы законо...

Органы власти
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст.11) в нее входят органы государс...

Избирательная система в РФ
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федеральн...

Государственная политика в области развития местного самоуправления
Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного само...