Органы государственного управления: понятие и виды
Краткое сожержание материала:
Размещено на
35
Размещено на
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного права
Курсовая работа
Органы государственного управления: понятие и виды
Редькова Ульяна Сергеевна
Минск, 2011
Оглавление
государственное управление законодательство
Введение
1. Понятие органа государственного управления
1.1 Понятие государственного управления и органа государственного управления
1.2 Характерные черты органа государственного управления
1.3 Организационная структура органов государственного управления
2. Виды органов государственного управления
Заключение
Список использованных источников
Введение
В Республике Беларусь власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждую из них осуществляют специальные, предназначенные для этого, органы. Наиболее важной является исполнительная власть, так как посредством её осуществляется приведение законов в жизнь, реализация законов, применение законов в реальной жизни. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления. Именно они обладают управленческими и распорядительными полномочиями, с помощью которых и осуществляют применение действующего законодательства в реальной жизни. В этом и состоит их основная функция и назначение.
Актуальность темы
Актуальность данной темы обусловлена, на мой взгляд, тем, что органы государственного управления являются важной составной частью государственного аппарата в целом, т.к. они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность посредством повседневной и практической организации исполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов. Основной целью государственного управления является осуществление задач и функций государства, поэтому без органов государственного управление государство не способно существовать, т.к. в любом государстве необходимо наличие специальных органов, призванных осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность для приведения действующего законодательства в реальную жизнь.
Предметом исследования курсовой работы является система органов государственного управления, её организационная структура.
Цель работа: рассмотрение и анализ системы органов государственного управления; исследование особенностей функционирования органов государственного управления Республики Беларусь.
В данной работе ставятся задачи:
· раскрыть понятие органа государственного управления;
· детально рассмотреть признаки органа государственного управления;
· проанализировать организационную структуру органов государственного управления в Республике Беларусь;
· детально рассмотреть каждый из видов органа государственного управления на основании действующего законодательства Республики Беларусь.
1. Понятие органа государственного управления
1.1 Понятие государственного управления и органа государственного управления
государственное управление законодательство
Органы государственного управления -- это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладающая функциями исполнительной власти. К органам государственного управления относятся практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции [3, с.11].
Основным признаком органа государственного управления является осуществление государственного управления.
Вообще, управление - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для перевода последнего в новое состояние, а сами органы управления призваны осуществлять это воздействие [2, с. 34].
Государственное управление -- это один из видов деятельности государственных органов по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий. Однако объем их государственно-управленческих (административных) полномочий неодинаков, что объясняется существующим государственным устройством страны [4, с.5].
Государственное управление -- это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти (в основном исполнительными) в определенной сфере (по предметам ведения) и в объеме полномочий на основании и в порядке определенном законодательством с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения демографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом [3, с.5].
Органы государственного управления - это органы исполнительной власти.
Действующее законодательство не содержит чёткого определения государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть, в отличие от законодательной и судебной [1, c.243].
Так, в статье 90 Конституции определено, что законодательным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное Собрание Республики Беларусь, а в статье 109 Конституции Республики Беларусь говориться о том, что судебная власть принадлежит судам. Из статьи 106 следует, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь центральный орган государственного управления [6].
Можно предположить, что и Президент Республики Беларусь входит в систему органов исполнительной власти, поскольку он обладает широкими управленческими полномочиями и по существу возглавляет систему исполнительной власти, а также другие государственные органы, которые по действующему законодательству называются органами государственного управления [1, c.243].
Об этом можно говорить, исходя из положений Конституции Республики Беларусь. Статья 84 Конституции Республики Беларусь в пунктах 6 и 7 говорится о том, что с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов [6].
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в Конституции Республики Беларусь нет определения органа государственного управления, а лишь очерчивается круг лиц, осуществлявших исполнительно - распорядительную деятельность.
В действующем законодательстве нет чёткого определения органа государственного управления, однако в статье 3 Закона «О государственной службе» даётся определение государственного органа: «Государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. Для целей настоящего Закона под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими» [7].
1.2 Характерные черты органа государственного управления
Органы государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому им присущи черты, свойственные всем другим государственным органам. Государство немыслимо без аппарата особой публичной власти [1, c.243].
Иначе говоря, государство, наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления, а также особым аппаратом принуждения. Наличие публичной власти составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства [18, c.56].
Различные авторы по-своему выделяют черты органа государственного управления.
Например, Крамник А. Н. выделяет следующие черты органа государственного управления:
1. Орган государственного управления - это, в первую очередь, государственная организация, коллектив людей, коллектив (группа) государственных служащих, определённым образом организованный и юридически оформленный.
Этот признак позволяет отличать органы государства, в том числе и органы государственного управления, от негосударственных организаций и подчёркивает, что органы - это коллективы, граждане, точнее, государственные служащие. Любой государственный орган образуется путём издания юридически значимого правового акта и действует от имени государства. Общественные, кооперативные и частные организации оформляются волей их членов, действуют от их имени.
Государственными организациями являются также государственные предприятия, учреждения и коллективы людей, не являющихся государственными органами.
Существуют и иного рода организации: религиозные, совместные с зарубежными, акционерные общества. Все они не являются...
Органы государственного управления в сфере экологии
Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, их компетенция. Специальные органы государственного управлени...
Сравнительный анализ государственного управления в зарубежных странах, меры повышения его эффективности
Понятие государственное управление, состав органов государственного управления: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Структура го...
Приказная система управления. Памятники древнерусского права. Воинский артикул Петра I
Приказы как органы центрального государственного управления. Приказы общегосударственного значения и их виды. Недостатки приказной системы управления....
Административное право
Понятие исполнительной власти и государственного управления в РФ. Виды государственных должностей, их характеристика. Органы исполнительной власти суб...
Республиканские органы государственного управления Республики Беларусь
Теоретические аспекты распределения органов государственного управления и их общественные функции. Республиканские органы управления. Структура госуда...