Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Организация управления моногородом в ходе антикризисного управления на примере г. Курлово

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Сущность понятий "моногород" и "градообразующее предприятие", оценка распространенности данных образований на современном этапе в мире и в России, принципы и закономерности функционирования, проблемы населения и тенденции развития. Оценка потенциала.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Недавно в нашем лексиконе появилось новое понятие - моногорода. Слово появилось не так давно, хотя как явление назвать его новым очень сложно. Это реальный факт нашей экономики, к сожалению пока малоизученный.

Впервые исследования важнейшей для Росси проблемы, связанной с градообразующими предприятиями и моногородами, были проведены в рамках проекта "Монопрофильные города и градообразующие предприятия. "Союз инвесторов" в рамках данного проекта осуществлял работы с "пилотными" городами. Проводимые работы позволили выявить причины, препятствующие развитию этих городов и разработать пути развития градообразующих предприятий, бизнеса и городов в целом. Результаты исследований были объединены в общий доклад, который был издан Экспертным институтом в форме пятитомного издания.В настоящее время четкого определения термина "моногород" не существует. В отечественной практике к этому понятию близок термин "город-завод", что предполагает существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на все основные аспекты жизни города - градообразующего предприятия.

Существующая нормативная правовая база содержит различные положения, закрепляющие понятие градообразующих предприятий. По методике Минрегиона моногородом является населенный пункт, где 25% и более жителей работают на одном предприятии или не менее 50% производимой продукции относится к одной отрасли. Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. При такой ситуации расходы на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимость продукции, делая продукцию во многих случаях неконкурентоспособной.

География размещения моногородов обширна. Моногорода расположены практически во всех частях территории страны, но наибольшее их количество находится в Уральском федеральном округе (более 61% от числа всех городов, где проживает около 33% всего населения округа).

Действенного решения проблемы моногородов у государства пока нет. По мнению правительства, инициатором преобразований должен стать бизнес. Именно предприниматели по предположению Минрегиона должны обратиться к муниципальным властям с предложениями по модернизации конкретного моногорода и определиться с источниками инвестиций. Затем предложения будут рассмотрены властями субъекта и профильными министерствами. Государство же, по мнению чиновников, должно финансировать лишь инфраструктурные проекты, а не спасать моногорода.

Все это обуславливает актуальность исследуемой темы и определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования - государственные органы, осуществляющие управление моногородом.

Предмет исследования - организация управления моногородом в Российской Федерации.

Цель работы - анализ текущей системы управления моногородом в Российской Федерации, выявление актуальных проблем и выработка практических рекомендаций по их разрешению (на примере г. Курлово).

1. Сущность понятия моногорода, основные проблемы и тенденции развития

1.1 Сущность понятий «моногород» и «градообразующее предприятие»

В настоящее время в законодательстве РФ не закреплено определение понятия «моногород», а существует трактовка термина «градообразующего предприятия».

Нормативно-правовая база содержит различные положения, закрепляющие понятие градообразующих предприятий. Положение «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994 г. № 1001, определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города либо на балансе которого имеются объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающей не менее 30% населения города.

В научной литературе употребляются термины город «монопрофильный»,«моноструктурный»,«моноотраслевой»,«моноцентричный», «монофункциональный», которые, по сути, являются синонимами. Ушаков В.А. приводит сравнение данных понятий и приходит к выводу, что «наиболее полно отражает содержание анализируемого явления термин «монофункциональный город».

В соответствии с методологией Минрегиона России моногород - это поселение, организации или жители которого не способны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта

По Гранбергу А.Г. «монофункциональный город концентрирует какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности: промышленность, транспортные услуги, оздоровительные учреждения. Некоторые города обслуживают только одно предприятие».

По мнению экспертов «Союза инвесторов» город можно называть монопрофильным, если присутствуют следующие признаки:

«- наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка;

- наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;

- значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

- однородный профессиональный состав населения города;

- значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей)».

Согласно решению Межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах РФ от 28.07.2009 г. были определены критерии, по которым населенный пункт можно отнести к монопрофильному:

- во-первых, доля крупнейшего предприятия или нескольких предприятий одной и той же отрасли либо группы взаимосвязанных в технологическую цепочку предприятий, работающих на один и тот же рынок, превышает 25% численности занятых в данном населенном пункте;

- во-вторых, на долю этих предприятий должно приходиться более 50% промышленного производства.

Существуют также дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:

- доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий.

На основе указанных критериев можно также определять градообразующие организации, так как они являются основой, вокруг которой происходит формирование моногородов. Следует отметить, что использование указанных двух критериев достаточно для определения статуса моногорода. Однако для характеристики моногородов данный подход не дает полной социально-экономической картины, не отражает особенностей экономического положения в конкретном моногороде или группе городов, имеющих схожие показатели, и, как следствие, не позволяет разработать адекватные меры реагирования.

Главная особенность моногородов - их зависимость от состояния и развития основного предприятия (или цепочки технологически связанных предприятий), которое является градообразующим и обуславливает социально-экономическое развитие данного населенного пункта.

Для моногородов характерны:

- низкая диверсификация видов деятельности и сферы занятости;

- особые климатические условия, в большинстве случаев сложные для проживания и ведения сельского хозяйства;

- отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром.

Необходимо подчеркнуть особую роль градообразующих предприятий, их высокую социальную ответственность: данные предприятия обеспечивают занятость населения, формируют доходы большинства семей, имеют на своем балансе объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, формируют бюджет города. Однако в определении статуса «градообразующая организация» нет четкости и однозначности. Статус градообразующей организации в действующем российском законодательстве определяется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», где градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Согласно ст. 275.1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы...

Другие файлы:

Организация управления моногородом в ходе антикризисного управления (на примере городского поселения Сычево Волоколамского района Московской области)
Организационно-правовые основы управления моногородом. Анализ его социально-экономического состояния. Демографическая ситуация. Рынок труда и промышле...

Организация управления моногородом в ходе антикризисного управления на примере города Тында
Понятие "моногород", "градообразующая организация (градообразующее предприятие)". Федеральная политика в отношении моногородов России. Показатели заня...

Организация управления моногородом в ходе антикризисного управления
Анализ экономики Тольятти как моногорода. Среднесписочная численность работников АвтоВАЗа. Бюджет, структура долга и система управления долгом. Анализ...

Организация антикризисного управления городом на примере г. Каспийск Республики Дагестан
Понятие моногорода и градообразующего предприятия. Организационно-правовые основы управления моногородом Каспийск. Анализ социально-экономического раз...

Стратегия и тактика антикризисного финансового управления
Понятие антикризисного финансового управления. Виды стратегий управления. Сочетание стратегии, тактики антикризисного управления. Виды кризисов, их оц...