Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти в Челябинской области

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие и сущность общественного контроля в государственном управлении; нормативно-правовая основа. Организации общественного контроля в РФ: назначение, порядок формирования, формы деятельности. Практика работы Общественной палаты Челябинской области.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-правовые основы общественного контроля
    • 1.1 Понятие и сущность общественного контроля в государственном управлении
    • 1.2 Нормативно-правовая основа общественного контроля
    • 1.3 Опыт организации общественного контроля над органами государственной власти в РФ и за рубежом
  • Глава 2. Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти в Челябинской области
    • 2.1 Организации, осуществляющие общественный контроль над органами государственной власти: назначение, порядок формирования и формы работы
    • 2.2 Практика работы Общественной палаты Челябинской области по организации общественного контроля над органами государственной власти
    • 2.3 Анализ общественного мнения о деятельности Общественной палаты Челябинской области
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложение

Введение

Одним из главных направлений Российского государства является активное взаимодействие всех его органов с институтами гражданского общества. В этом процессе важен контроль со стороны граждан за соблюдением выполнения государственными органами своих обязанностей перед народом, исключение злоупотребления властью, защита прав и свобод человека и гражданина, согласование общественно значимых интересов общества, его индивидов и государства.

В современных условиях его роль и значение общественного контроля многократно возрастают в связи с потребностями модернизации государственного управления, борьбы с коррупцией, повышения качества реализации государственных функций и оказания государственных услуг.

Общественный контроль достаточно давно является предметом научных исследований в российской науке.

В научной литературе сформировались различные подходы к рассмотрению сущности и основных параметров общественного контроля над органами власти.

Так, понятие «общественный контроль» некоторыми учёными (Зубарев С.М) рассматривается как средство получения информации о жизни общества в целом, политических, экономических и социальных процессах, которые происходят в государстве, о деятельности его органов власти и управления. Другие авторы (Купреев С.С.) рассматривают контроль в качестве средства и гаранта обеспечения законности в широком смысле. По мнению третьих (Гончаров В.), контроль является формой осуществления управленческой функции, стадией управленческого цикла, присущей преимущественно деятельности исполнительных органов власти.

При всех расхождениях, абсолютное большинство современных исследователей сходятся во мнении, что общественный контроль - это деятельность, прежде всего, институтов гражданского общества и отдельных граждан.

Вопросы осуществления общественного контроля в сфере государственного управления уже получили отражение в нормативной правовой базе Российской Федерации. Так, Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., утвержденная Правительством РФ в 2005 г., уделила большое внимание развитию таких факторов общественного контроля как информационная открытость государственных и муниципальных органов, обеспечение влияния гражданского общества на подготовку и принятие решений органов исполнительной власти.

Ряд обозначенных задач также зафиксированы в Национальной стратегии противодействия коррупции, а также Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, принятых позднее.

Актуальность темы исследования обусловлена:

Во-первых, усилением отчужденности населения от государства.

Как отмечает российский социолог Иосиф Дискин, современному государству все сложнее реагировать на множество общественных запросов, что приводит к обострению социальных конфликтов. Решить эту проблему могут лишь эффективные обратные связи, непосредственное участие граждан в государственном управлении, важным элементом которого является общественный контроль.

Во-вторых, несовершенство правовой базы позволяет административным органам избегать общественного контроля при решении многих вопросов, имеющих большую социальную значимость. Весьма острым является вопрос о механизмах учета органами государственной власти замечаний и предложений, высказанных структурами общественного контроля.

В-третьих, повышение статуса органов общественного контроля порождает попытки придать им замкнутый и непрозрачный характер, кроме того, существуют случаи замалчивания итогов контрольных действий.

В-четвертых, взаимодействие между различными структурами общественного контроля пока недостаточно активно, это приводит к тому, что их ресурсы (информационные, организационные, кадровые) используются недостаточно эффективно. Нарастает необходимость выработки общих принципов и стандартов осуществления общественного контроля в различных отраслях и на различных территориях, формирования единой информационной и методической базы.

Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти в Челябинской области.

Объект исследования - Общественная палата Челябинской области.

Предмет исследования - общественный контроль деятельности органов государственной власти Челябинской области.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- дано понятие и сущность общественного контроля в государственном управлении;

- проведен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих общественный контроль;

- представить мировой опыт организации общественного контроля за деятельностью органов государственной власти;

- рассмотрены назначение, порядок организации и формы работы организаций, осуществляющих общественный контроль за органами государственной власти в Челябинской области;

- исследована деятельность Общественной палаты Челябинской области в осуществления общественного контроля в Челябинской области;

- разработаны рекомендации по совершенствованию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти в РФ и Челябинской области.

В работе использованы различные методы исследования. Раздел по нормативно-правовому регулированию написан при помощи анализа документов; понятие общественного контроля раскрывается с помощью сравнения различных точек зрения авторов. Статистический анализ позволил проанализировать количественные данные, а опросный метод - отношение населения к осуществлению общественного контроля. Анализ и обобщение были использованы при формулировании выводов.

Правовую базу выпускной квалификационной работы составляют федеральные законы «Об Общественной палате Российской Федерации», «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации», «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также указы Президента РФ «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», «Об общественных советах при МВД РФ и его территориальных подразделениях». Нормы, закрепляющие механизмы общественного контроля содержатся и в ряде других федеральных законов: «О полиции», «Об органах судейского сообщества в РФ», «О саморегулируемых организациях», «О рекламе», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и др.

Практическая значимость исследования определяется сформулированными на основе анализа практическими рекомендациями, которые могут использовать в своей работе как органы государственной власти, так и Общественная палата Челябинской области.

Глава 1. Теоретико-правовые основы общественного контроля

1.1 Понятие и сущность общественного контроля в государственном управлении

Теоретическое обоснование необходимости общественного контроля в государственном управлении дано великими философами. О важности контроля народа за должностными лицами и правителями государства упоминает в своих работах Аристотель, считая его одним из условий политической стабильности и процветания государства

Ш. Монтескье, различая государство как союз граждан и государство как совокупность должностных лиц и подчеркивая, что общество не может существовать без правительства, заметил, что наличие законов дает возможность подданным осуществлять контроль за действиями правительства. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. №5. С. 5.

В отечественной науке советского периода исследования об общественном контроле зачастую носили ярко выраженный идеологизированный характер, раскрывая содержание этого явления через понятия «социалистический контроль», «партийный контроль», «народный контроль» и т.п.

Гончаров В. определяет общественный контроль как механизм осуществления обществом...

Другие файлы:

Формы и методы общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов в Челябинской области
Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления РФ. Формы и методы контроля за деятельностью государственны...

Общественный контроль деятельности органов государственной власти Челябинской области
Понятие, сущность и нормативно-правовая основа общественного контроля в государственном управлении. Общественная палата Челябинской области: назначени...

Совершенствование работы органов государственной власти по формированию инвестиционного и инновационного климата в Челябинской области
Особенности государственной инвестиционной и инновационной политики Российской Федерации. Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов государ...

Анализ деятельности органов государственной власти Челябинской области по развитию конкурентоспособности региона
Полномочия органов региональной власти по развитию конкурентоспособности региона. Характеристика экономического развития и анализ управления конкурент...

Деятельность органов государственной власти в сфере социальной защиты населения инвалидов на примере Челябинской области
Социальная защита инвалидов в РФ. Цели и задачи Министерства социальных отношений Челябинской области в сфере социальной поддержки инвалидов. Направле...