Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Зарождение специализации власти. Необходимость коллективной собственности и уравнительного распределения. Аграрная революция и её последствия. Основы классового общества и инструменты управления им. Миф как форма восприятия истории первобытным человеком.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МОСКОВСКИЙ ГУМАТИРАНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской филиал

Юридический факультет

Реферат

по дисциплине «Теория государства и права»

по теме «ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ»

Выполнил:

студент группы Ю-335

Дронь М.В.

Проверил:

к.ю.н., доцент

Вереницын В.В.

Тверь

2011

Содержание

Введение

I

II

III

Заключение

Список литературы

Введение

Изучение сущности современного государства невозможно без познания вопроса о происхождении государства. Всегда ли в истории человеческого общества существовал этот институт или же он появился на определенном этапе его развития? Только подход, основанный на принципе историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих, догосударственных организационных форм жизни общества, выявить механизмы образования политической власти и её роль в обществе.

Выбранная тема работы также является весьма актуальной в настоящее время, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства, особенно важно изучение процесса происхождения общественной власти.

Изучение генезиса общественной власти имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу общественной власти и государства, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития данных институтов, а также позволяет чётче определить все свойственные данным институтам функции - основные направления их деятельности, точнее установить место и роль государства в жизни общества и политической системы, возможные формы народовластия.

I

Зарождение специализации власти своими корнями уходит в первобытное общество. Зарёй человечества современного вида стало появление первых homo sapiens, кроманьонцев.

Появление кроманьонцев возвестило переворот во всей предшествующей человеческой истории и ознаменовало переход к стадии раннепервобытной или раннеродовой общины. Она характеризуется простым присваивающим хозяйством, так называемых низших охотников, рыболовов и собирателей.

На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий всего сообщества и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей. То есть, в целом простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей позволяло получать, как правило, лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. Поэтому для раннепервобытной общины становились необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение.

Подобная крайняя ограниченность потребления приводит к необходимости экономически обусловленного труда по поддержанию собственного существования. Но так как такой труд не может быть ничем иным для индивидов его выполняющих, кроме как трудом принудительным, ибо основной мотив осуществления такого труда - это принуждение нуждой, то становится необходимой внешняя организация по принуждению к данному труду. Так появляется на свет специализация власти и вместе с ней возможность изъятия определённой части избыточного продукта для её собственного - власти - поддержания. Первоначально только лишь для непосредственных потребностей её носителей.

Здесь важен сам факт выделения публичной власти как изначально репрессивной структуры, хотя на данном этапе развития производительных сил её репрессивный характер был единственно возможным способом самосохранения коллектива. Только появившаяся специализация власти, первоначально, служила интересам всей группы и, по существу, была конкретным повседневным воплощением её воли, ибо только поэтому она могла быть поддержана реальными действиями группы. Но именно сама специализация власти как таковая создала практику изъятия избыточного продукта основой собственного существования.

Эпоха неолитической «аграрной революции», приведшая к появлению ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях планеты, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей - в других, породила следующую стадию в развитии человечества - стадию позднепервобытной или позднеродовой общины.

Возросшие в силу аграрной революции и продолжавшие возрастать производительные силы обеспечивали намного более заметное получение избыточного продукта, постепенно становившегося регулярным: произошёл повсеместный количественный и качественный рост продуктов потребления, что не могло не вызвать существенное увеличение населения. И оно не замедлило случиться. Аграрная революция была своеобразным детонатором первого демографического взрыва. Её последствия колоссальны.

Рост населения, увеличивавшийся по мере овладения человеком полезными навыками производящего хозяйства, позволившими ему постоянно увеличивать общее количество продуктов потребления, привёл к усложнению старой родовой организации и делению прежде единого рода на более мелкие родовые коллективы. Деление катализировало иерархизацию власти. Теперь власть впервые начинает говорить от имени других.

Но специализация власти основана на ограниченном характере потребления, где существует необходимость внешней организации труда. Поэтому власть как социальная структура стремится любой ценой сохранить данный ограниченный характер потребления и его фундамент - принудительный труд, как следствие ограничения потребностей, для сохранения своих привилегий и упрочения собственного положения. Ведь всё возраставшие производительные силы, приводившие к увеличению продуктов потребления, ставили под сомнение необходимость власти как таковой.

Следовательно, во-первых, большая чем прежде часть избыточного продукта изымается в пользу власти, что уже превышает непосредственные потребности её носителей, и, во-вторых, часть изымается для межобщинного обмена - первоначально дарообмена с принципом эквивалентности дачи и отдачи, - по окончанию которого полученные продукты обмена ритуально уничтожаются всем коллективом (поедаются или хранятся под надзором власти на общественных складах в ожидании своей очереди на обмен, которая, возможно, никогда и не наступит), но монополией на общественный престиж обладает лишь тот человек или группа лиц, которая и устроила данное мероприятие - то есть сама власть в лице своих представителей.

Здесь уже зарождается предпосылка власти распоряжаться полученным коллективом избыточным продуктом самостоятельно и от имени коллектива, и тем самым этот продукт отчуждать от его непосредственных производителей и концентрировать в руках собственность. Всё это вместе с началом процесса дробления некогда общей родовой собственности и замещением уравнительного распределения трудовым, позволило власти со временем монополизировать последний бастион видимости былого единства первобытного коллектива - собственность на средства производства (землю, скот) и способствовать повсеместному утверждению собственности частной. Это было неизбежное следствие появления регулярного избыточного продукта, ибо основа уравнительного распределения - низкий уровень развития производительных сил и добывания, вследствие этого, только жизнеобеспечивающего продукта - перестала существовать.

Таким образом, большая часть избыточного продукта изымается прямо или косвенно на поддержание власти. Но власть изначально конституировалась как репрессивная социальная структура, поэтому её репрессивная функция ужесточается по мере отделения её от основной массы населения и всё большей иерархизации. На поздних этапах развития первобытного общества мы видим, собственно, только начало процесса отделения публичной власти от населения, который окончательно завершится с торжеством классового общества, и во всей своей красе воплотится в государстве, с его завершённым разделением и аппаратом подавления.

Изобретение плавки металлов (в особенности железа) - рубеж классообразования и последнее великое изобретение, после которого орудия труда уже не претерпят значительных изменений вплоть до промышленной революции - окончательно унесло в небытие всякую иллюзию насчёт истинной природы власти, как явления изначально направленного на угнетение и ограничение (отчуждение) человека. Ибо с появлением плуга и пашенного земледелия урожайность многократно возросла, что, однако, не привело к подлинному раскрепощению человека из пут «необходимости». Наоборот, чем больше первобытные земледельцы добывали избыточного продукта, тем большими сборами их обкладывала родоплеменная знать, используя сложившиеся властные институты.

II

Зарождение специализации власти не могло не оставить свой след в сознании первобытного человека. Преобразовывая пространство, подчиняя первобытнообщинный коллектив единой воле, институты власти неизбежно...

Другие файлы:

Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев,...

Власть и нормы поведения первобытного общества
Необходимость изучения первобытного общества в целях познания вопроса о происхождении государства. Основные этапы первобытного развития общества. Влас...

Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине.
В книге рассматриваются вопросы формирования и функционирования личности в доклассовом обществе. На большом и разнообразном материале австралийской эт...

Социальные и правовые нормы
Социальные и технические нормы, понятие и роль, соотношение права и морали. Право как средство регулирования поведения, институт, фиксирующий порядок...

Россия при старом режиме
В первобытном обществе власть над людьми сочеталась с властью над вещами, и Западу понадобилась долгая эволюция, чтобы она раздвоилась на власть прави...