Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Обеспечение безопасности дорожного движения органами внутренних дел в современных условиях

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие и основное содержание, правовые основы безопасности дорожного движения. Принципы и роль надзора органов внутренних дел за соблюдением правил дорожного движения. Организация и тактика административно-правовой борьбы с нарушениями данных правил.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Конституция Российской Федерации провозгласила человека высшей ценностью. В этой связи актуализировалась необходимость обеспечения правовой защиты жизни как высшей гуманитарной ценности. К числу сфер, в которых жизнь человека может подвергнуться опасности, относится сфера дорожного движения.

Механический транспорт, в том числе и автомобильный, - величайшее благо для человечества. Созданный в 70-х гг. XIX столетия автомобиль получил быстрое развитие и распространение как наиболее быстроходное, экономичное, комфортабельное и независимое от каких-либо сооружений транспортное средство. Но, наряду с преимуществами и благами, предоставляемыми человеку этим видом техники, автомобильный транспорт может при неправильном его использовании причинить материальный ущерб, тяжелые, а подчас и трагические последствия: увечья, смерть граждан.

Государство много делает для повышения эффективности мер безопасности в этой сфере, в частности органы внутренних дел в последние годы предпринимают значительные шаги для улучшения законодательной основы в этой области и усиливают предупредительные меры, позволяющие постепенно снижать негативные показатели, характеризующие состояние общественной безопасности. Реализована Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы», утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Однако показатели статистки в рассматриваемой сфере в настоящее время не дают повода для оптимизма. В России каждый год в дорожно-транспортных происшествиях погибает свыше тридцати тысяч человек и около трехсот тысяч человек получают повреждения здоровья различной тяжести. Так, в 2012 г. в Российской Федерации произошло 203 597 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 27 991 человек, а 258 618 человек получили ранения.

Целью курсовой работы является проведение анализа обеспечение безопасности дорожного движения органами внутренних дел в современных условиях.

Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:

- определить понятие, правовые основы, содержание безопасности дорожного движения;

- охарактеризовать надзор органов внутренних дел за соблюдением правил дорожного движения;

- исследовать организацию и тактику административно-правовой борьбы с нарушениями правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Нормативную основу работы составили специальные нормативно-правовые акты в сфере безопасности дорожного движения.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1. Понятие, правовые основы, содержание безопасности дорожного движения

Транспорт как таковой (за исключением гужевого) в России появился сравнительно недавно. Порядок движения по российским дорогам в XVII-XVIII вв. был регламентирован правилами и предписаниями и касался гужевого и, в некоторой мере, водного транспорта. Одно из первых упоминаний об уголовной ответственности за так называемое транспортное преступление встречается в законодательстве России XVII в. Прообразом такого преступления можно считать деяние, ответственность за которое устанавливалась ст. 17 главы XXII Соборного уложения 1649 г.. Уголовно наказуемыми признавались действия лица, которое «с похвалы или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ее обесчестит, или ея тем боем изувечит…». С 1718 г. за соблюдение правил движения начали отвечать полицейские.

Петр Первый издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором регламентировал передвижение на лошадях. За несоблюдение правил человека могли сослать на каторгу. В 1732 г. для лихачей была введена смертная казнь. Вместе с тем, как казус, то есть невиновное причинение вреда, квалифицировались действия ездока, который «бес хитрости» (по случайному стечению обстоятельств) не смог удержать лошадь, причинившую смерть потерпевшему, «потому что лошадь от чего испужався, и узду изорвав разнесет, и удержати ея будет немощно».

Для определения меры наказания в отношении крестьян, которые нередко становились виновниками дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), 23 марта 1839 г. был Высочайше утвержден «Сельский Судебный Устав для государственных крестьян». В его IV отделе «О наказаниях за проступки против законов и личной безопасности» устанавливались наказания «за скорую езду по улицам, базарам, ярмаркам и другим местам, часто людьми посещаемым, в случае происшедшего от сего вреда другому, взыскивать с виновного от 25 до 50 копеек серебром, независимо от вознаграждения за нанесенный вред, а если от скорой езды будет кто-либо ушиблен, то виновного заключать под стражу».

К середине XIX в. были созданы первичные (элементарные) правовые основы организации дорожного движения и обеспечения его безопасности: систематизация норм, регулировавших использование транспорта, была достигнута в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.. Положительной стороной Уголовного уложения 1903 г. следует признать попытку дифференциации уголовной ответственности в зависимости от специфики субъектов преступлений. Постепенно правила перерабатывались, дополнялись.

Зарождение автомобильной промышленности фактически происходило в конце XIX - начале XX в. с появлением двигателя внутреннего сгорания. Количество транспорта росло, появились первые автомобили (в России первый автомобиль был построен в 1910 г.), количество которых постоянно увеличивалось. Необходимо было развивать контроль над дорожной ситуацией. В 1908 г. было решено выдавать полиции белые трости, которыми полицейские регулировали движение, показывали направление для водителей и пешеходов.

После Октября 1917 г. первым законодательным актом, направленным на обеспечение безопасной работы автомобильного транспорта, был Декрет Совета Народных Комиссаров СССР от 10 июня 1920 г. «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностях (правила)». В этих правилах уже досконально регламентировались многие важные вопросы. Упоминались и водительские права, которые должен был иметь водитель. Был введен скоростной режим движения.

В УК РСФСР 1922 г., 1926 г. и 1960 г. преступления, связанные с использованием различных видов транспорта, рассматривались в основном в экономической сфере, а также в области охраны народного здоровья, общественной безопасности и публичного порядка. Более разработанными нормы о безопасности движения и эксплуатации транспорта были в УК РСФСР 1960 г. В нём более последовательно были проведены унификация этих норм, разграничение между нарушением трудовой дисциплины на транспорте и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

В 1961 г. появились первые общие правила, которые действовали везде во всех городах - «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».

Важным моментом является 1968 г., в котором в Международной Конвенции были приняты всеобщие Правила Дорожного Движения. В 1973 г. в СССР были созданы Правила дорожного движения на основании принятых названной Конвенцией Правил.

В 1993 г. были приняты Правила дорожного движения (далее - ПДД), которые со множеством изменений и дополнений действуют и в настоящее время. ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения, определяют сферу их правового регулирования, которая ограничивается общественными отношениями, связанными только с дорожным движением, и не может распространяться на другие виды движения (например, железнодорожное, воздушное, водное).

В 1997 г. вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливавший серьезную уголовную ответственность за совершение дорожно-транспортных преступлений. Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в самостоятельную гл. 27 УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Данная глава расположена в IX разделе УК РФ, помещенного на третье место после разделов о преступлениях против личности и в сфере экономики.

Кроме того, правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации включают такие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ о безопасности дорожного движения);

- Указ Президента РФ от 15.06.1998 №711 (ред. от 27.10.2011) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») (далее - Положение о ГИБДД МВД России);

- Постановление Правительства РФ от 30.04.1997 №508 (ред. от 02.02.2000) «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения»;

- Постановление Правительства РФ от 19.10.2004 №567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения»;

- и др.

В ФЗ о безопасности дорожного движения определено, что задачами по обеспечению безопасности дорожного движе...

Другие файлы:

Административная ответственность в области безопасности дорожного движения
Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения, сущность и содержание наказания. Система правового регулирования дорожного...

О совершенствовании нормативного правового регулирования деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД
1.1. Примерное положение о строевых подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Фе...

Инновационный проект в области безопасности дорожного движения
Инновационные тенденции в области безопасности дорожного движения. Повышение безопасности дорожного движения путем надежной визуализации дорожных знак...

Справочник по безопасности дорожного движения
В «Справочнике по безопасности дорожного движения» представлены мероприятия по организации и безопасности дорожного движения, включающие описание как...

Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
1. Утвердить прилагаемое Наставление по работе дорожно- патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутр...