Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

О некоторых вопросах создания свода законов

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Обобщение методологических, правовых и организационных основ деятельности по созданию Свода законов Российской Федерации. Проблемы формирования общественных законотворческих организаций. Проблема служебной нагрузки на законодательную и судебную власть.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Вступление нашей страны в Совет Европы во многом положительно повлияло на ее интеграцию в мировое пространство в целом. Вместе с тем, Парламентская Ассамблея Совета Европы выдвинула ряд требований, выполнение которых стало обязательным условием членства России в этой международной организации. В частности, Россия обязалась ратифицировать Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней, урегулировать остающиеся нерешёнными вопросы границ на основе международного права, решить проблему возврата культурных ценностей в другие европейские страны. Помимо этого, Россия обязалась также продолжать правовую реформу с целью приведения собственного законодательства в соответствие с европейскими стандартами.

О некоторых вопросах создания свода законов

Проведение правовой реформы в нашей стране инициировано Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 года 673 «О разработке Концепции правовой реформы в Российской Федерации» Целями запланированной реформы должны были стать реализация положений Конституции Российской Федерации и укрепления на ее основе российской государственности и правовых основ российского общества, а также обеспечение системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса в России. Одним из направлений реформы явился процесс формирования широкой доступной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде. Как бы в дополнение к вышеуказанной Концепции, и в целях реализации последнего направления, но несколько ранее, Президент РФ подписал Указ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации».

Своды законов имеются во многих государствах. Появление издания данного типа с положительной стороны характеризует состояние законодательства в той или иной стране, свидетельствует о его высоком качестве. Обычно Своды - это весьма авторитетные источники права, удобные для пользования и потому очень популярные. Они применяются как в процессе изучения действующего законодательства, так и в целях его применения. В Российской империи такой Свод, состоявший из 15 томов, действовал с 1835 по 1917 г.

По задумке инициаторов Свод законов должен представлять из себя единый кодифицированный нормативный акт, включающий наиболее важные правовые документы. Основу его, несомненно, должна составить Конституция РФ Обязанности по выполнению работ, связанных с составлением Свода законов, были распределены между Государственно-правовым управлением Президента РФ и Министерством юстиции РФ. Не перечисляя всех дальнейших действий, связанных с разработкой Свода законов, забегая вперед, лишь скажем, что на сегодняшний день такого документа так и не существует. Между тем, необходимость в таком всеобщем Кодексе не только не пропадает, но и возрастает с каждым годом, и причиной этому множественность и противоречивость нормативных актов, существующих на сегодняшний день.

Главным препятствием к созданию Свода законов являлся тот факт, что не сложилось четкого представления, что же собой должен представлять этот документ. Относительно того, как должен быть построен Свод законов, единого мнения пока нет. Есть точка зрения, что этот акт, который станет официальным изданием Федерального Собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ, должен включать в себя полное собрание действующих нормативных актов Российской Федерации.

Но существуют и иные мнения. Некоторые ученые оценивают роль Свода законов не столь высоко, отводя ему более скромное место. По их мнению, этот акт может издать Минюст России, не придавая ему официального характера, а законодательные акты следует располагать просто в хронологическом или в алфавитном порядке и т.д. С таким подходом вряд ли можно согласиться. Построенное по механическому принципу собрание законодательства не даст ничего кроме путаницы. Бессистемность в работе погубит любое намерение, даже если оно благое. Ведь законодательных актов с каждым днем становится все больше, их масса приближается к критической, поэтому без классификации обойтись не удастся.

Представляется, что подготовка Свода законов должна включать в себя следующие этапы: определение вида актов, подлежащих помещению в Свод, и установление критериев их отбора; разработку схемы Свода законов; инвентаризацию правовых актов, их анализ и исключение из их состава актов, не подлежащих включению в Свод; обработку нормативных правовых актов, отвечающих установленным критериям отбора и включаемых в Свод, размещение их в соответствии со схемой Свода (распределение по разделам, подразделам и другим структурным частям Свода, формирование нормативного корпуса Свода законов); подготовку и внесение предложений о признании нормативных правовых актов, не подлежащих включению в Свод, утратившими силу Координацию деятельности научных учреждений по участию в подготовке Свода законов осуществляет Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. По согласованию с другими научными учреждениями институт вырабатывает координационный план участия научных учреждений в подготовке проектов актов, подлежащих включению в Свод.

Таковы в обобщенном виде методологические, правовые и организационные основы деятельности по созданию Свода законов Российской Федерации. В заключение хотелось бы сказать, что Свод законов Российской Федерации необходим, и, несмотря на трудности, которые испытывает в настоящее время наше законодательство, он непременно будет создан. По нашему глубокому убеждению, весь комплекс работ, связанных с подготовкой Свода законов, и само его издание окажут благотворное влияние на качество нашего законодательства. Работу над подготовкой Свода законов надо продолжать - пусть медленно, но последовательно.

Проблемы формирования и деятельности общественных законотворческих организаций

В последние месяцы 2009 года внимание средств массовой информации и граждан было приковано к конфликту между правительством г. Москвы и жителями дачного поселка «Речник», в ходе которого московские власти начали снос домов дачников. В числе первых на помощь беззащитным людям пришла Общественная палата Российской Федерации (далее - ОП РФ), членам которой сначала удалось приостановить снос, а затем установить на него мораторий.

Примечательным в этом событии является то, что раньше вмешательства федеральных властей защиту прав и интересов граждан взяло на себя учреждение гражданского общества - ОП РФ - сравнительно новый для общественно-политической системы России институт, которому в апреле 2010 г. исполняется 5 лет.

ОП РФ была создана в соответствии с ФЗ от 04.04.2005г. «Об общественной палате Российской Федерации» № 32-ФЗ в целях обеспечения взаимодействия граждан и общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления для учета их потребностей и интересов, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, для осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти всех уровней, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Закон определяет цели и задачи ОП РФ, ее регламент, состав и структуру, статус члена палаты, порядок формирования, основные формы работы и представляет собой, по сути, единственный источник нормативно-правового регулирования деятельности этого важного гражданского института.

Сравнительная узость нормативно-правовой базы формирования и деятельности ОП РФ уже отмечена в научной литературе. Так, ст. 8 Закона, устанавливая порядок формирования ОП РФ, не определяет критерии отбора граждан и общественных объединений, что ставит процедуру формирования в зависимость от усмотрения отдельных лиц и, тем самым, снижает ее демократизм. Из указанного в Законе порядка формирования ОП РФ вытекает также проблема статуса данного института гражданского общества. Неоднозначную реакцию исследователей вызывает и прописанный в Законе функционал палаты, который и по содержанию, и по форме в значительной степени совпадает с функционалом Федерального Собрания РФ, что дает основание отдельным критикам Закона усомниться в нужности ОП РФ для российского общества.

Между тем, пятилетний срок существования ОП РФ, на наш взгляд, не тот период, по которому можно судить о нужности или ненужности палаты для становления гражданского общества в Российской Федерации. Во-первых, за последнее время ОП РФ значительно активизировала свою деятельность, и приведенный нами в начале выступления факт, это всего лишь один из свежих примеров тому. Во-вторых, создание ОП РФ положило начало аналогичному процессу в субъектах федерации, где еще мучительно преодолеваются последствия «парада суверенитетов» 1990-х и «удельно-феодальные амбиции» местных элит и где, зачастую в тени от федеральной власти и центральных СМИ, процесс формирования гражданского общества проходит куда тяжелее.

Создание общественных палат в регионах РФ соответствовало процедуре создания ОП РФ, но при разработке нормативно-правовой базы законодатель был вынужден учитывать и местные условия. Подтверждением тому служит Закон Вологодской области «Об общественной палате Вологодской области» № 1811-ОЗ, принятый Законодательным Собранием 25.06.08 г., подписанный Губернатором 2.07.08 г. и вступивший в силу 1 января 2009 г.

Областной закон имеет сходство с федеральным законом по структуре и основным положениям. Расхождения в законах обусловлены статусом Вологодской области как субъекта федерации и особенностями...

Другие файлы:

"Законная сила" Свода законов в свете архивных данных
В книге Г.Э. Блосфельдта "Законная сила" Свода законов в свете архивныхданных" рассматривается проблема юридического значения Свода законовРоссийской...

Свод законов Тайхорё. 702-718 гг. В 2-х книгах
Книга представляет собой перевод с древнеяпонского 15 законов Гражданского кодекса, входящего в состав Свода законов "Тайхорё" раннефеодальной Японии....

Подряды и поставки по Военному ведомству
Книга XVIII Свода военных постановлений, 1869 г., изд. 2.Заготовления и постройки по Военному ведомству.Со всеми позднейшими изменениями и дополнениям...

Кодификация юстиниана
Изучение понятия виндикационного иска, основного средства защиты права собственности. Исследование процесса создания сборников законов Институций, Диг...

История госуправления
Государственная Дума в дореволюционной России. Исключительное право на пересмотр основных законов императором. Порядок выборов в первую Думу. Утвержде...