Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Национально-культурная автономия в России

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Виды национально-культурных автономий. Проблема устройства государства и обустройства народов с учётом его многонациональности. Правовые основы национально-культурной автономии в России. Итоги реализации закона о национально-культурных автономиях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Реферат

Национально-культурная автономия в России

Курсовая работа выполнена с целью анализа понятия и проблем национально-культурных автономий в России.

Объектом курсовой работы - является правовое регулирование формирования деятельности национально-культурных автономий в России.

В работе исследовано понятие и принципы национально-культурной автономии, проанализированы основные виды национально-культурных автономий в России. Выявлены итоги реализации закона о национально культурных автономиях.

Теоретические выводы основаны на законодательстве Российской Федерации и практических примерах.

Введение

Проблема устройства государства и обустройства народов с учётом его многонациональности является предметом внимания общества, различных политических партий и движений. С распадом СССР в России начался процесс суверенизации республик, происходивший под определённым воздействием идей национального самоопределения. Стремление к самоопределению проявили не только титульные народы, но и граждане других национальностей. Необходимость равноправия и самоопределения народов нашла отражение в преамбуле Основного закона Российской Федерации и его первой главе, посвященной основам конституционного строя.

Однако утвердившиеся принципы внутригосударственного устройства не решают проблемы всех народов России, всё более осознающих свою сопричастность к формированию внутренней и внешней политики государства. В этой связи особую значимость приобретает такая принципиально важная для нашей страны форма самоопределения, как национально-культурная автономия. Она позволяет «гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования . В процессе становления национально-культурных автономий, несмотря на накопленный положительный опыт, возникает ряд противоречий и проблем, которые не только требуют своего решения, но и разработки ряда теоретических вопросов. Важное значение при рассмотрении современных проблем развития национально-культурной автономии играет знание истории. В связи с принятием Федерального закона «О национально-культурной автономии», а также процессом их реального становления и развития, актуальным является также исследование базовых принципов экстерриториального самоопределения народов.

Хотя феномен национально-культурной автономии самым непосредственным образом связан с оптимизацией национальных отношений, но одновременно он занимает весомое место в системе федеративных отношений. Нет сомнения, что НКА следует рассматривать как механизм сохранения целостности и развития внутреннего этнического многообразия России. Учитывая, что с ликвидацией Палаты национальностей Верховного Совета РСФСР в Российской Федерации отсутствует представительный орган национальностей, актуальным является поиск адекватной процессу демократизации формы участия национальностей в государственном управлении, реализации своих интересов на территориальной и экстерриториальной основе. 1 Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы граждан.

Теоретиками и разработчиками программы культурно-национальной автономии были видные австрийские социал-демократы О. Бауэр и К. Реннер. К. Реннер делал основной упор на нацию как на некую духовно - культурную общность. О. Бауэр, в свою очередь, добавлял к этому и такой признак, как исторически сложившийся психофизический тип людей, связанных общностью языка и территории. Сам этот термин, где слова «национальный» и «культурный» часто менялись местами, употреблялся австромарксистами лишь описательно. Спор возникал из-за вопроса о том, как должны «автономизироваться» нации - по территории проживания либо персонально по всей территории Габсбургской монархии. К. Реннер полагал, что только государство может дать юридическо-правовые рамки межнациональным отношениям. О. Бауэр, со своей стороны, считал, что, решая в долгосрочном плане национальную проблему, государство обеспечивает собственное благополучие, минимизируя центробежные тенденции.

У этих исследователей не было четкости в обосновании своей точки зрения: они смешивали воедино территориальную автономию, элементы федерализма (предлагая двухпалатный парламент) и национально-культурной автономии.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования курсовой работы и определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом курсовой работы - является правовое регулирование формирования деятельности национально-культурных автономий в России.

Предмет курсовой работы - особенности формирования и деятельности национально-культурных автономий в России.

Цель курсовой работы - на основе анализа законодательства Российской Федерации выявить особенности формирования и деятельности национально-культурных автономий в России.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и правовые основы национально-культурной автономии в России

2. Изучить проблемы правового регулирования национально культурной автономии

3. Исследовать виды национально-культурной автономии в России

4. Проанализировать итоги реализации закона о национально культурных автономиях.

многонациональность культурный автономия закон

1. Теоретико-правовые основы национально-культурной автономии

1.1 Понятие и правовые основы национально-культурной автономии в России

Уже в начале века австромарксисты увязывали культурную автономию отдельных наций с их сохранением в составе единого государства, передающего национальным областям право решать вопросы культуры, языка, образования, обычаев отдельных народов, не ставя при этом вопрос об их независимости.

Практически идеи национально-культурной автономии стали робко и частично осуществляться после Первой мировой войны (Австрия, Чехословакия), но особое распространение они получили после Второй мировой войны в Австрии, Венгрии, Румынии, Швеции, Норвегии и других странах, где создавались советы, общественные объединения и даже этнопарламенты не только рассеянно, но и компактно проживающих этносов, а также территориально перемещающихся этносов (например, саамы в Норвегии).

Весьма настороженное отношение к национально-культурной автономии проявлял партийный реформатор М.С. Горбачев.

В принятом Пленумом ЦК КПСС 20 сентября 1989 года документе «Национальная политика партии в современных условиях» дальше реабилитации «национал-уклонистов» дело не пошло [14].

Сегодня проект экстерриториального «права народов» пытаются продвигать отдельные идеологи-неоевразийцы, но в целом понятие национально-культурной автономии, как оно прописано в современном российском законодательстве и законодательстве других постсоветских государств, не имеет ничего общего с декларативным «правом народов» как ius gentius. В большей мере оно касается прав общественных организаций на культурно-просветительскую деятельность в том или ином формате.

Переломить общественное мнение в отношении института национально-культурной автономии в многонациональной России удалось лишь к середине 90-х годов. Постепенно началось складываться понимание, что национально-культурная автономия направлена на защиту, сохранение и развитие культуры народов и является одной из форм их самоопределения.

Национально-культурная автономия представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям. Подобные объединения, действующие на основе добровольной самоорганизации, призваны участвовать и решении вопросов, связанных с развитием языка, образования и культуры соответствующих этносов.

Представление о национально-культурной автономии в нашей стране основывается прежде всего на том, что действующая Конституция Российской Федерации исходит, как сказано в ее вводной части, из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, утверждения прав и свобод человека, а также сохранения исторически сложившегося государственного единства.

Основы права на национально-культурную автономию изложены и во многих статьях Конституции. Так, например, в ст. 19 гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к объединениям, а также других обстоятельств. В этой же статье Конституции запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

В статье 26 Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Из данной статьи следует, что каждый свободен в определении и указании своей национальной принадлежности, то есть в указании своей принадлежности к определенному народу, это его и только его личное право.

Это право может либо использоватьс...

Другие файлы:

Государственное устройство зарубежных стран
Формы национально-государственного устройства. Национально-культурная автономия. Административно-территориальные единицы унитарного государства, его п...

Практическая ценность института автономии
Политико-территориальное и национально-территориальное устройство государств. Понятие и принципы образования автономии. Региональная автономия Испании...

Гражданское общество. Модели социального государства
Государственная социальная помощь. Карты социального развития региона, включающие содержание элементов социальной структуры и инфраструктуры. Национал...

Процесс становления института национально-культурной автономии
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств. По данным переписи 2002 г в ней проживает более 160 народов, каждый из...

Национально-культурные особенности фразеологизмов
Изучение сущности фразеологических единиц, их основных признаков и семантических типов. Описание фразеологизмов русского языка с лингвистической точки...