Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений Раскрытие и расследование преступлений независимо от степени их социальной опасности и тяжести наступивших последствий неразрывно связаны с выполнением оперативно-розыскных мероприятий как гласного, так и негласного характера. Деятельность оперативно-розыскных органов в связи с принятием в 1992 и 1995 гг. законов о такой деятельности заметно активизировалась в раскрытии и расследовании особо опасных преступлений, совершенных в условиях неочевидности (подобных преступлений, по результатам социологических исследований, совершается около 70%). Весьма значительна роль этих органов в раскрытии латентных преступлений, уровень которых представляется очень высоким. В соответствии со ст.127 УПК РФ следователи вправе не только давать органам оперативно-розыскной службы поручения о производстве оперативно-розыскных действий, но и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Роль и значение оперативно-розыскной деятельности заключается также в том, чтобы своевременно и правильно были выполнены отдельные следственные действия. Результаты этой деятельности могут быть использованы при разрешении вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, при допросе подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетелей, при назначении и проведении различного рода экспертиз, обыска, выемки, осмотра, освидетельствования, следственного эксперимента и т.п. Согласно Положению "О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью", утвержденному Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г., одним из основных направлений в деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью является создание следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования преступлений. Прокуроры при этом призваны осуществлять руководство подобными группами и надзор за законностью деятельности следователей и оперативно-розыскных органов. Это определяет особенности тактики и методики осуществления надзора при расследовании преступлений. Они состоят в следующем. 1. Проверяя соблюдение законности в стадии предварительного следствия, прокурор следит за тем, чтобы оперативно-розыскные органы выполняли свои функции только по поручениям и указаниям следователя (ст.127 УПК). При производстве дознания в порядке, предусмотренном ст.120 УПК РФ, когда производство расследования и осуществление оперативно-розыскной деятельности сосредоточено в одном государственном органе, указания и поручения о выполнении оперативных или розыскных действий дает, как правило, не дознаватель, а руководитель этого органа. Прокурор, установив, что оперативно-розыскные органы по уголовным делам, находящимся в производстве следователя, проводят оперативные мероприятия без ведома последнего (а такое нередко имеет место), обязан дать указание о прекращении их деятельности по упомянутым уголовным делам и поставить об этом в известность следователя. 2. Прокурор должен проверить законность и обоснованность поручений и указаний следователя о выполнении оперативно-розыскных действий. Необходимость такой проверки возникает в тех случаях, когда следователи из-за большого количества уголовных дел, находящихся в их производстве, поручают оперативно-розыскным органам выполнение тех процессуальных действий, которые в соответствии с законом входят в компетенцию следователя. Если будут установлены подобные факты, прокурор отзывает из оперативно-розыскных органов такие поручения или отменяет указания следователя. 3. Давая поручения и указания о выполнении оперативно-розыскных действий, следователь процессуально самостоятелен (ст.127 УПК РФ). Однако обычно следователи, в особенности те, которые не имеют достаточного практического опыта в расследовании сложных по доказательствам уголовных дел и уголовных дел о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, обращаются к прокурору за помощью в оформлении таких поручений и указаний. Прокурору надлежит при этом убедиться в том, что предлагаемые оперативно-розыскные мероприятия предусмотрены Законом об оперативно-розыскной деятельности и что само содержание поручений и указаний отвечает задачам успешного раскрытия и расследования преступлений. 4. При проверке соблюдения законности органами оперативно-розыскной службы, выполнявшими поручение и указание следователя, прокурору следует установить: объем исполненных поручений и указаний; использование имеющихся в распоряжении названных органов оперативно-технических средств; правильность документального оформления хода и результатов осуществленных оперативно-розыскных мероприятий; соблюдение установленного срока выполнения оперативно-розыскных действий. 5. Если оперативно-розыскные мероприятия осуществлялись с санкции прокурора, то прокурор проверяет не только полноту выполненных оперативно-розыскных действий, но и соблюдение срока действия санкции. Особую актуальность в настоящее время приобретает надзор прокурора за раскрытием и расследованием преступлений в сфере экономики. Осуществляемый надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности неразрывно связан с надзором прокурора за законностью деятельности отделов по борьбе с экономической преступностью (ОБЭП) органов внутренних дел, которые осуществляют производство дознания по указанной категории уголовных дел. Именно эти подразделения органов внутренних дел устанавливают взаимодействие с оперативно-розыскными органами для пресечения, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики. Специфика тактики и методики осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности органов ОБЭП и оперативно-розыскных органов заключается в следующем. Во-первых, прокурору необходимо в пределах поднадзорного ему региона проанализировать и обобщить статистические данные о структуре, динамике и криминогенной характеристике экономических преступлений. В этих целях прокурору следует обратиться к статистической отчетности органов внутренних дел о числе зарегистрированных преступлений и количестве возбужденных по ним уголовных дел (форма Iа ГИЦ МВД РФ) и числе уголовных дел, оконченных производством, включая дела, прекращенные производством по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям, а также направленные в суд (форма Iе ГИЦ МВД РФ). К тому же прокурор должен располагать статистическими данными судов и органов юстиции о числе уголовных дел, рассмотренных судами с постановлением обвинительного приговора, в том числе с назначением осужденным уголовного наказания в виде лишения свободы. Во-вторых, план деятельности прокуроров по осуществлению надзора за законностью способов борьбы с экономической преступностью должен содержать отдельно проверку уголовных дел, прекращенных производством по реабилитирующим основаниям (ст.5 УПК РФ) и по основаниям нереабилитирующего характера (ст.6 - 9 УПК РФ), а также проверку всех материалов, по которым в силу ст.113 УПК РФ отказано в возбуждении уголовных дел. Принятие незаконных и необоснованных решений органами ОБЭП о прекращении дела производством происходит с целью "улучшить" статистические показатели о состоянии экономической преступности в районе, городе, крае, области или в республике. В тех случаях, когда прокурор признает незаконным или необоснованным принятое решение о прекращении уголовного дела производством или об отказе в возбуждении уголовного дела, он своим постановлением отменяет эти решения и предлагает пров...