Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью    при расследовании преступлений       Раскрытие и расследование преступлений независимо от степени их социальной    опасности и тяжести наступивших последствий неразрывно связаны с выполнением    оперативно-розыскных мероприятий как гласного, так и негласного характера.    Деятельность оперативно-розыскных органов в связи с принятием в 1992 и 1995    гг. законов о такой деятельности заметно активизировалась в раскрытии и расследовании    особо опасных преступлений, совершенных в условиях неочевидности (подобных    преступлений, по результатам социологических исследований, совершается около    70%). Весьма значительна роль этих органов в раскрытии латентных преступлений,    уровень которых представляется очень высоким.    В соответствии со ст.127 УПК РФ следователи вправе не только давать органам    оперативно-розыскной службы поручения о производстве оперативно-розыскных    действий, но и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных    действий. Роль и значение оперативно-розыскной деятельности заключается также    в том, чтобы своевременно и правильно были выполнены отдельные следственные    действия. Результаты этой деятельности могут быть использованы при разрешении    вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, при допросе    подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетелей, при назначении и проведении    различного рода экспертиз, обыска, выемки, осмотра, освидетельствования, следственного    эксперимента и т.п.    Согласно Положению "О координации деятельности правоохранительных органов    в борьбе с преступностью", утвержденному Указом Президента РФ от 18 апреля    1996 г., одним из основных направлений в деятельности правоохранительных органов    в борьбе с преступностью является создание следственно-оперативных групп для    раскрытия и расследования преступлений. Прокуроры при этом призваны осуществлять    руководство подобными группами и надзор за законностью деятельности следователей    и оперативно-розыскных органов. Это определяет особенности тактики и методики    осуществления надзора при расследовании преступлений. Они состоят в следующем.    1. Проверяя соблюдение законности в стадии предварительного следствия,    прокурор следит за тем, чтобы оперативно-розыскные органы выполняли свои функции    только по поручениям и указаниям следователя (ст.127 УПК). При производстве    дознания в порядке, предусмотренном ст.120 УПК РФ, когда производство расследования    и осуществление оперативно-розыскной деятельности сосредоточено в одном государственном    органе, указания и поручения о выполнении оперативных или розыскных действий    дает, как правило, не дознаватель, а руководитель этого органа.    Прокурор, установив, что оперативно-розыскные органы по уголовным делам,    находящимся в производстве следователя, проводят оперативные мероприятия без    ведома последнего (а такое нередко имеет место), обязан дать указание о прекращении    их деятельности по упомянутым уголовным делам и поставить об этом в известность    следователя.    2. Прокурор должен проверить законность и обоснованность поручений и    указаний следователя о выполнении оперативно-розыскных действий. Необходимость    такой проверки возникает в тех случаях, когда следователи из-за большого количества    уголовных дел, находящихся в их производстве, поручают оперативно-розыскным    органам выполнение тех процессуальных действий, которые в соответствии с законом    входят в компетенцию следователя. Если будут установлены подобные факты, прокурор    отзывает из оперативно-розыскных органов такие поручения или отменяет указания    следователя.    3. Давая поручения и указания о выполнении оперативно-розыскных действий,    следователь процессуально самостоятелен (ст.127 УПК РФ). Однако обычно следователи,    в особенности те, которые не имеют достаточного практического опыта в расследовании    сложных по доказательствам уголовных дел и уголовных дел о преступлениях,    совершенных в условиях неочевидности, обращаются к прокурору за помощью в    оформлении таких поручений и указаний. Прокурору надлежит при этом убедиться    в том, что предлагаемые оперативно-розыскные мероприятия предусмотрены Законом    об оперативно-розыскной деятельности и что само содержание поручений и указаний    отвечает задачам успешного раскрытия и расследования преступлений.    4. При проверке соблюдения законности органами оперативно-розыскной службы,    выполнявшими поручение и указание следователя, прокурору следует установить:    объем исполненных поручений и указаний; использование имеющихся в распоряжении    названных органов оперативно-технических средств; правильность документального    оформления хода и результатов осуществленных оперативно-розыскных мероприятий;    соблюдение установленного срока выполнения оперативно-розыскных действий.    5. Если оперативно-розыскные мероприятия осуществлялись с санкции прокурора,    то прокурор проверяет не только полноту выполненных оперативно-розыскных действий,    но и соблюдение срока действия санкции.    Особую актуальность в настоящее время приобретает надзор прокурора за    раскрытием и расследованием преступлений в сфере экономики. Осуществляемый    надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности неразрывно связан    с надзором прокурора за законностью деятельности отделов по борьбе с экономической    преступностью (ОБЭП) органов внутренних дел, которые осуществляют производство    дознания по указанной категории уголовных дел. Именно эти подразделения органов    внутренних дел устанавливают взаимодействие с оперативно-розыскными органами    для пресечения, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в сфере    экономики.    Специфика тактики и методики осуществления прокурорского надзора за законностью    деятельности органов ОБЭП и оперативно-розыскных органов заключается в следующем.    Во-первых, прокурору необходимо в пределах поднадзорного ему региона    проанализировать и обобщить статистические данные о структуре, динамике и    криминогенной характеристике экономических преступлений. В этих целях прокурору    следует обратиться к статистической отчетности органов внутренних дел о числе    зарегистрированных преступлений и количестве возбужденных по ним уголовных    дел (форма Iа ГИЦ МВД РФ) и числе уголовных дел, оконченных производством,    включая дела, прекращенные производством по реабилитирующим и нереабилитирующим    основаниям, а также направленные в суд (форма Iе ГИЦ МВД РФ). К тому же прокурор    должен располагать статистическими данными судов и органов юстиции о числе    уголовных дел, рассмотренных судами с постановлением обвинительного приговора,    в том числе с назначением осужденным уголовного наказания в виде лишения свободы.    Во-вторых, план деятельности прокуроров по осуществлению надзора за законностью    способов борьбы с экономической преступностью должен содержать отдельно проверку    уголовных дел, прекращенных производством по реабилитирующим основаниям (ст.5    УПК РФ) и по основаниям нереабилитирующего характера (ст.6 - 9 УПК РФ), а    также проверку всех материалов, по которым в силу ст.113 УПК РФ отказано в    возбуждении уголовных дел. Принятие незаконных и необоснованных решений органами    ОБЭП о прекращении дела производством происходит с целью "улучшить" статистические    показатели о состоянии экономической преступности в районе, городе, крае,    области или в республике. В тех случаях, когда прокурор признает незаконным    или необоснованным принятое решение о прекращении уголовного дела производством    или об отказе в возбуждении уголовного дела, он своим постановлением отменяет    эти решения и предлагает пров...
Другие файлы:

Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Внешний и внутренний вневедомственный контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Полномочия Федерального Собрания РФ. Законность привлеч...

Прокурорский надзор за исполнением законов Федеральной службой безопасности и Службы внешней разведки
Конституция Российской Федерации, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, обязывает правоохранительные органы направлять главн...

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их полномочия
Исследование юридического значения результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений. Обзор полномочий органов пр...

Провокации в оперативно-розыскной деятельности
В монографии рассматриваются проблемы, связанные с использованием оперативными сотрудниками провокаций при раскрытии и расследовании преступлений; оши...

Взаимосвязь следственной и оперативно-розыскной деятельности
3) выполнение международных обязательств Эстонской Республики, требующих оперативно-розыскной деятельности и не противоречащих задачам, перечисленным...