Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Стратегия жилищной политики и развитие жилищно-коммунального хозяйства

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Содержание1. Анализ преобразования и основных тенденций сложившихся в жилищном секторе2. Основные цели государственной жилищной политики3. Развитие законодательной и нормативной базы, определяющие жилищные права граждан4. Реформы в сфере управления жилищным фондом5. Развитие коммунальной инфраструктуры жилищного сектора6. Жилищной строительство и база стройиндустрии7. Земля и недвижимость в жилищной сфере, регулирование землепользования и застройки (градорегулирования)8. Финансовые механизмы в жилищной сфере9. Развитие инфраструктуры рынка жилья1.Анализ преобразований и основных тенденций, сложившихся в жилищном сектореЖилищная система, функционировавшая в дореформенный период, характеризовалась жестким государственным регулированием всех жилищных отношений и доминированием государственной собственности. В самом начале переходного периода были намечены основные направления новой жилищной политики и реформирования жилищного сектора, которые проводились по следующим основным направлениям:реформа прав собственности на жилье; реформа арендного сектора жилья; реформа жилищно-коммунального хозяйства; реформа строительного сектора;реформа землепользования и градостроительного регулирования;реформа системы жилищного финансирования; создание инфраструктуры рынка жилья. В результате проведенных преобразований кардинальным образом изменилась структура собственности жилищного фонда Российской Федерации. В 1999 году после приватизации 45% квартир, подлежащих приватизации, доля частного жилищного фонда составила 59% по сравнению с 33% в 1990 году (включая жилищные и жилищно-строительные кооперативы).К сожалению, в процессе приватизации жилых помещений не была достигнута цель передачи в реальное управление собственникам помещений многоквартирных зданий в целом и прилегающих земельных участков. Завершается процесс передачи муниципалитетам государственного ведомственного жилищного фонда (его доля сократилась с 42% в 1990 году до 6% в конце 1998 года). Данная политика позволяет сделать предприятия более конкурентоспособными.В результате проведения реформ происходит организационное разделение функций управления и обслуживания жилищным фондом. Отношения между управляющей организацией и подрядными компаниями начали строиться на договорной основе. Удельный вес муниципальной жилой площади, обслуживаемой на конкурсной основе, превысил 20% от площади, обслуживаемой на договорной основе.Одним из условий повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства был постепенный перевод отрасли на режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей. Если сразу после либерализации цен население оплачивало около 2% стоимости этих услуг, то в настоящее время доля населения составляет 54% оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг (данные Госстроя России). Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами. В настоящее время более 6% семей с наименьшими доходами получают такие субсидии, в городской местности доля таких семей составляет около 8%. Вместе с тем, сохраняется высокая зависимость от бюджетных дотаций производителей жилищно-коммунальных услуг. Практически не происходит привлечение частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценный рынок подрядных услуг. В начальной стадии находится становление процедур эффективного тарифного регулирования в коммунальном секторе. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Существенные изменения произошли и в форме участия бюджетов в жилищном финансировании. Приоритетной формой была признана поддержка нуждающихся в улучшении жилищных условий через предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилья. Существующая в настоящее время в большинстве регионов страны система градорегулирования и землепользования все еще характеризуется очень усложненной административной процедурой получения земельных участков, неопределенными правами на участок до окончательного процесса принятия всех решений, отсутствием конкурентных процедур предоставления прав на земельные участки под застройку.Анализ основных результатов жилищной политики, достигнутых в начальный период проведения преобразований, позволяет сделать следующие выводы:Провозглашенная новая жилищная политика являлась взаимосвязанной и согласованной по своим основным направлениям, исходя из установленных целей, что позволило на федеральном уровне формировать основную законодательную и нормативную базу.Несмотря на то, что на местах с положительным результатом были апробированы предлагаемые преобразования, по многим направлениям не удалось сформировать экономических стимулов для их широкомасштабной реализации.Наиболее успешно реформы протекали в тех секторах, где уход государства от выполнения несвойственных ему функций сопровождался развитием необходимых элементов рыночной инфраструктуры (приватизация жилья и развитие рынка купли-продажи жилья).Темпы проведения намеченных преобразований сдерживались как внутренними сложностями установления баланса между принципами экономической и социальной эффективности в жилищной сфере в условиях снижения уровня жизни населения, так и внешними факторами, связанными с проблемами достижения макроэкономической стабилизации и медленным продвижением по проведению структурных реформ.2. Основные цели государственной жилищной политикиОсновными стратегическими целями жилищной политики, соответствующими четвертому сценарию, должны стать:создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище (Конституция Российской Федерации, ст. 40);гарантия полных прав собственности в жилищной сфере;содействие созданию рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их платежеспособным спросом;создание условий для повышения мобильности трудовых ресурсов;
Другие файлы:

Управление развитием жилищно-коммунального хозяйства
Совершенствование теоретических основ развития предприятий коммунального хозяйства. Разработка государственной политики и практического инструментария...

Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства г. Белогорск
Этапы формирования системы жилищно-коммунального хозяйства в России. Анализ деятельности в городском округе г. Белогорск по реализации государственной...

Совершенствование жилищно-коммунальных отношений "собственник-заказчик"
Состояние и концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Анализ деятельности жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. Оц...

Правовое содержание реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве
Основные понятия и принципы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Состояние жилищно-коммунального хозяйства. Анализ н...

Совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства
Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства, его элементы и внутренние связи. Полномочия ОМС в различных отраслях ЖКХ. Система управления жили...