Правомерность выражения религиозности в светских шролах
Оглавление:1. Введение (актуальность работы)…………………………………………..22. Нормативные акты устанавливающие отделение школы от церкви…….23. Статьи Уголовного Кодекса, предусматривающие ответственность за «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви»………………………………………………………………………….64. «Pro e contra» введения в школах «Основ православной культуры»…………….. ………………………………………………………. 85. Заключение…………………………………………………………………..136. Библиография………………………………………………………………..15Актуальность данной работы обусловлена тем, что уверения процерковно настроенных общественных деятелей и клерикально настроенных кругов в неодолимом тяготении России к религии вообще и к православию в частности, заигрывания власти с Церковью, создающие иллюзию повсеместного возврата страны в «лоно традиционной религии», показывают свою несостоятельность как только сталкиваются с реальной жизнью. Вводимое в общеобразовательных школах изучение на выбор, то ли одной из традиционных религий, то ли основ религий вообще как социального явления, то ли общего курса светской этики принималось именно под такими лозунгами и нарастающим давлением клерикально настроенных кругов общества. При этом эти круги выдвигали идею, что 75% населения нашей страны относят себя к православным. На самом деле, мне кажется, происходит подмена понятий, - не отождествляющие себя с православием как с религией, а как бы «по умолчанию» признающие свою связь с русской культурой, но не с религией.Согласно статье 14 основного Закона – Конституции РФ, принятой 12 декабря . «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Данная статья Конституции напрямую вытекает из «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» — нормативно-правового акта, принятого Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, и имевшего конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Этот Декрет впервые устанавливал светский характер государственной власти. Одним из пунктов данного документа устанавливался запрет преподавания религии - школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви. Церковноприходские школы этим декретом были ликвидированы, преподавание Закона Божия в школах было запрещено. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом. VIII Отдел Народного комиссариата Юстиции с января 1919 года планировал выпуск нового ежемесячного журнала «Революция и церковь». В нем планировалось размещать обзор распоряжений и разъяснений касательно отделения церкви от государства и школ от церкви. Распространялся труд Бухарина «Церковь и школа в Советской республике».Предистория Декрета уходит в далекий ., когда в Программе РСДРП, принятой на II съезде партии одним из пунктов было принято «...Российская социал-демократическая рабочая партия ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы: …13. Отделение церкви от государства и школы от церкви».Статья 13 Конституции РСФСР от 10 июля . года гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». То же самое было подтверждено ст. 4 Конституции РСФСР 1925 года.Нельзя сказать, что исполнение норм права, закрепленных в Декрете и закрепленных в Конституциях было принято на «ура» населением молодой Республики. Особенно недовольны нововведениями в сфере вероисповедания были крестьяне, так как преобразования кардинально изменили их образ жизни. Они возмущались отсутствием в школах икон и занятий, посвященных Закону Божьему, запрещали детям посещать такие школы. Ими распространялись призывы к возрождению «Святой церкви» и восстановлению преподавания Закона Божьего в школах. Нередки были случаи преподавания в школе «по-старому».В Средней Азии осуществление принципа отделения церкви от государства в области образовательной политики столкнулось со специфическими проблемами. Светская школа здесь создавалась медленно. Тому было множество причин, в том числе финансовые трудности и слабая материально-учебная база. Культурные, бытовые, этнические особенности края вступали в противоречие с установками, инструкциями Советской власти. На территории Средней Азии, где весь уклад жизни регламентировался устоями мусульманской религии, было трудно осуществлять совместное обучение мальчиков и девочек. Многие родители давали согласие на обучение своих детей в светских школах лишь при условии, если учитель будет носить чалму и халат, а дети - совершать намаз и т.д. В Бухарской республике, где по учебному плану в светских школах отводилось время на вероучение, ученики, достигшие 14 лет, могли по желанию изучать основы ислама в мечети. Такое отношение руководства республики к столь важному вопросу вызвало весьма благоприятную реакцию Центрального духовного управления мусульман. В обращении по этому поводу от 9 июня . ко всем имамам и мусульманам, в частности, говорилось, что «только просвещение дает народу силу и право жить как полноправным гражданам. Принимая это все во внимание, необходимо смотреть на трудовую школу прямо и правильно, не уклоняться от посильной помощи ей и стараться поддерживать ее материально».В секретном письме ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы», всем ЦК нацкомпартий, крайкомам, обкомам, губкомам и окружкомам говорилось: «Наркомпросу необходимо взять более решительный курс по преодолению элементов нейтрализма школы к религии, выражающегося в т.н. безрелигиозном воспитании, поручив ему поставить серьезнейшим образом антирелигиозную подготовку и пе...