Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Неоинституционализм как предпосылка теории общественного выбора

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Неоинституционализм как предпосылка теории общественного выбораНовая институциональная теория (или иначе «неоинституционализм») — современная экономическая теория, принадлежащая к , начало которой положила книга «Природа фирмы», вышедшая в . Однако интерес к этой сфере проявился лишь к концу годов в , а затем в . Сам термин был введен в научный оборот .В было основано «Международное общество по новой институциональной экономической теории».Новую институциональную теорию часто путают с , к которому эта теория не имеет прямого отношения.Основное внимание неоиституциональная теория уделяет анализу таких факторов как , права , .По сравнению с неоклассической теорией неоинституционализм вводит новый класс ограничений обусловленных институциональной структурой общества и сужающей поле индивидуального выбора. Кроме того вводятся поведенческие предпосылки — и .Первая предпосылка означает, что человек обладающий ограниченной информацией может минимизировать не только материальные издержки, но и интеллектуальные усилия. Вторая означает «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства» ( self-interest-seeking-with-guile), то есть возможность нарушения контрактов.Неоклассическая школа предполагает, что рынок действует в условиях совершенной , а отклонения от неё характеризует как «» и возлагает в таких случаях надежды на . Неоинституционалисты указывают, что государство также не обладает полной информацией и не имеет теоретической возможности ликвидации .Данный постулат и является предпосылкой для теории общественного выбора, рассмотрим подробнееТеория общественного выбора Несколько по-иному подошли к проблеме экономического регулирования представители вирджинской школы, сформировавшейся в 60-70-х гг. на базе Вирджинского университета. Дж. Бьюкенен (род. 1919) - ведущий разработчик теории общественного выбора - исходил из того, что речь следует вести не о приоритете или выборе определенной политики, а о пути ограничения государственного регулирования и регламентации. Позиция вирджинской школы заключается в том, что она негативно относится к государственному вмешательству в экономическую жизнь. Вместе с тем она не считает, что рынок способен выполнять роль эффективного регулятора. Рынок работает плохо, но это не значит, что государство будет работать лучше. В этом ,как раз, и проявляется сходство с неоинституционализмом.Так же существуют еще три основные предпосылки к теории общественного выбора-Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки: 1)  индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах. 2)  к онцепция "экономического человека". Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки. 3)  Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие. Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным . Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. 2.В работах американского экономиста Дж. Бьюкенена, лауреата Нобелевской премии в 1986 г., разрабатывается, например, положение о том, что, создавая путем участия в системе политических выборов органы законодательной власти, население формирует не только совокупность функционирующих институтов государства. Одновременно своим решением избиратели создают и систему бюрократии. Бьюкенен исходит из того, что любая государственная структура неизменно обзаводится и кругом собственных интересов, которые далеко не всегда совпадают с интересами общества. Институт бюрократии (как обобщенное понятие внутренних интересов государственного аппарата) обслуживает, в первую очередь, по словам Бьюкенена, интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной власти.Обладая большой силой влияния (благодаря СМИ), бюрократия опасается не стольконедовольства общества в целом, сколько прицельной критики со стороны общественныхгрупп, также имеющих выход на СМИ. Чиновнику в системе бюрократии свойственно больше стремиться к проталкиванию крупных инвестиционных проектов (где он может выиграть в личном плане), чем к экономии общественных благ.Главный итог аналитического подхода Бьюкенена состоит, пожалуй, в следующем. Делаявыбор в пользу тех или иных политиков (а через них – и представителей исполнительнойвласти), население должно понимать тот разрыв, который существует между интересамиразличных слоев населения и индивидуальными интересами любой политической(государственной) личности. Обществу следует также уметь видеть истину: для получения поддержки со стороны избирателей политический деятель стремится обеспечить те суммы расходов из государственного бюджета, которые помогут его имиджу. Поскольку это делают практически все политики, то опасность финансовых перерасходов – налицо. Осуществляя через парламент давление на министерство финансов (путем требования соответствующих расходов), политик неизбежно подстегивает инфляцию в экономике страны. Логическим последствием этого становится необходимость ужесточения государством мер регулирования и контроля над экономикой. Конечный итог, таким образом, выражается в дальнейшем росте бюрократических методов управления!Концепция общественного выбора ставит, таким образом, под сомнение изначальнуюцелесообразность активной роли государства в экономике. Оценивая этот подход, можнодействительно действительно отметить факт: достижения, успехи экономической политики всегда имеют определенную цену. Государство нейтрализует проблемы рынка, но порой и в своей деятельности может...
Другие файлы:

Общественный выбор
Всемирную славу Д. Мюллеру принесла публикация наиболее полных и систематизированных обзоров теории общественного выбора. Их можно даже назвать энцикл...

Теория общественного выбора на примере современной России
Изучение понятия и предпосылок возникновения теории общественного выбора как одной из ветвей экономического империализма. Ознакомление с содержанием и...

Дж. Бьюкенен и теория общественного выбора
Самое трудное в жизни – выбор. От него зависит будущее и человека, и государства. Как принять правильное решение? Как повлиять на сограждан, чтобы они...

Характеристика неоинституционализма
Неоинституционализм – это обобщенная неоклассическая теория или конкурирующая теоретическая система, несовместимая с неоклассической теорией и способн...

Экономика общественного сектора.
М.: Инфра-М, 2008. — 345 с. В учебном пособии рассматриваются институциональные основы общественного сектора, его функционирования, орган...