Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Мусульманское право возникновение, источники и основные институты

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Петрозаводский государственный университет»Кольский филиалКафедра юриспруденцииДисциплина «История государства и права зарубежных стран» МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫКонтрольная работастудента 1 курса(группа 2008/3,5)заочной формы обученияспециальность 030501 ЮриспруденцияПреподаватель:Апатиты2009СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..31. Возникновение мусульманского права……………………………………....42.Общая характеристика мусульманского права.................................................63.Источники мусульманского права……………………………………………..94. Применение права……………………………………………………………16ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..19СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20ВВЕДЕНИЕМусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения.В жизни при опосредовании общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых исламских регуляторов становилось все более отчетливым, система таких норм выступает мусульманским правом в юридическом значении. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВАНа раннем этапе становления ислама богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского правоведения (фикха). Позже возникает суннитское богословие (калам), возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения. Но, тем не менее, калам многими своими корнями тесно связан с правоведением – задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями текущего момента всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы в случае возникновения различных спорных проблем. Для решения этих проблем в исламе выработано несколько методов, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского (суннитского) права. Первый метод – рай, т.е. индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов калама. Роль этого метода всегда была ограничена. Второй метод – иджма, согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени; этот метод широко признавался всеми. Метод третий – кияс (кыяс), т.е. заключение по аналогии. Метод четвертый – истислах (истихсан), т.е. признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.[1]Опираясь на Коран и Сунну, как каноническую основу исламского права, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в VIII – IX вв. создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права. Их основателями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы (мазхабы) и были названы.1.Система Ханифы (Абу-Ханифа - умер в 767г.), ханифизм, опираясь, как и другие системы на Коран и Сунну, наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса, признается также и иджма, но в значительно меньшей степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на первый план метода истислах. Большое внимание уделяется и обычному праву арабского и других мусульманских народов – адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также должны приниматься во внимание. 2.Система Малика (умер в .), маликизм, также опирается на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитает иджму и рай. Метод кыяса практически не используется
Другие файлы:

Возникновение ислама, Шариат
Возникновение ислама. Шариат - мусульманское право. Ислам. Посланник Аллаха. Общая характеристика мусульманского права. Источники шариата. Коран. Сунн...

Мусульманское право. Выпуск 1. О праве наследства по закону
Торнау Николай Егорович (1812—1882) — барон, сенатор, член государственного совета; исследователь мусульманского законоведения. Напечатал: "Мусульманс...

Источники мусульманского права
Основные источники мусульманского права. Коран и сунна. Иджма. Кияс. Шариат - правовой путь следования. Применение права. Государство и мусульманское...

Мусульманское право: основные черты и источники
В данной работе, тема которой "Мусульманское право: основные черты и источники", мы попытаемся исследовать правоотношения и общественные отношения в м...

История мусульманского права
Мусульманское право - социальное явление, оказавшее влияние на историю развития государства и права стран Востока. Черты мусульманского права как разн...