Основные этапы конституционного развития России
СодержаниеВведение………………………………………………………………………..3Развитие конституционализма до 1917 года……………………………..4Российские конституции 1918,1925,1937 гг.: особенности и характерные черты……………………………………………………….6Конституция РСФСР 1978 года: основные положения и причины ее изменения……………………………………………………12Конституция 1993 года: особенности нового этапа развития российского конституционализма……………………………………….17Заключение…………………………………………………………………...20Список использованных источников…………………………………….....21ВведениеКонституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.Актуальность темы обусловлена тем, что роль конституции на всех промежутках времени развития Российского государства очень велика. Это первоначальный основной закон государства, который наиболее всего связан с другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы. Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах времени необходимы для дальнейшего познания права.Объектом исследования данной работы является Конституции Российского государства. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, сформировать четкое и правильное понимание развития объекта исследования. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:изучить развитие конституционализма до 1917 года;выявить особенности Российских конституций 1918,1925,1937 гг.;определить основные положения Конституция РСФСР 1978;проанализировать Конституцию 1993 года.В ходе выполнения данной работы применялись следующие методы:группировки и систематизации исходных данных об объектах исследования; метод сравнения; метод изучения документов, метод анализа и синтеза.Развитие конституционализма до 1917 годаВ царской России не было конституции. Существовали так называемые Основные государственные законы, в которые революция 1905 года заставила внести некоторые статьи буржуазно-демократического порядка. Это началось с 17 октября 1905 года, когда был объявлен переход страны к новому конституционному строю. Этот переход по мнению исследователя В.В. Лентовича был значительно облегчен принятием Закона от 06 августа, который решил две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и представление ему права отклонять законопроекты, не позволяя им приобретать исполнительную силу. Реакцией на эти действия стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. Манифестом 20 февраля 1906 года Государственный совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента. Политико- правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стаи проявляться задолго до революционных событий . Среди них можно отметить:- нарастание в 1898 году студенческого движения из-за принятия Нового университетского устава 1884 года, который значительно ограничил автономию вузов;- увеличение числа забастовок на фабриках и заводах в 1896 году. В 1903 году прошла всеобщая забастовка;- увеличение крестьянских бунтов в 1902 году и др. Последнее событие повлекло за собой создание Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое ставило перед собой задачи облегчить выход крестьян из общины, поощрить хуторские выделы, предложило считать подворное землевладение личной собственностью. В апреле 1879 года в Москве состоялся первый съезд земцев-конституцоналистов, выдвинувший требование о создании в стране представительного органа парламентарного типа. Эти требования были учтены в составленном М.Т. Лорис- Меликовым плане «конституции».В ноябре 1904 года состоялся Всероссийский съезд председателей губернских земских управ и земских деятелей, принявший решение о необходимости ввести в России «народное представительство», в задачу которого должны входить «совещания с верховной властью».