Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Теории происхождения государства и права 4

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Введение.Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты. Дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции – основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. По вопросу о понятии, сущности и условиях происхождения права существует целый ряд мнений, взглядов, теорий. И. Кант отмечал, что право существует уже тысячи лет, а юристы до сих пор не могут договориться, что такое право.Существование множеств школ и теорий о праве имеет свои причины: возникновение теорий на разных этапах развития общества - каждый этап выдвигает свои проблемы, которые отражаются в теориях права, связь теории о праве с разными философскими воззрениями, обусловленность теории национальными, религиозными традициями, особенностями формирования правовых систем в той или иной стране. Одной из важных предпосылок множественности теорий является сложность механизма правового регулирования, который предполагает наличие различных элементов: норм права, юридических фактов, правоприменительных актов, влияние на право и правовое регулирование правосознания, нравственности, справедливости. На формирование теории оказывает влияние и идеологическая борьба, развивающаяся в тот или иной отрезок времени.Возникновение права закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.Среди теоретиков права и государства никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникли не рабовладельческие, а феодальные государство и право.Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством и общностью мнений здесь преобладает разнобой. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.Среди множества научных взглядов на право, начиная с древности и до новейшего времени, особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества.Цель работы – рассмотреть основные теории происхождения права. Для этого поставлены следующие задачи: изучение различных взглядов на происхождение права, а также на их недостатки и достоинства. Остановимся на характеристике таких наиболее известных теорий, как теологическая, естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская. Теологическая теория.Представители – Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский (1225-1274), современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье, современные идеологи исламской религии. Теологические взгляды на право – это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности, ибо исторически первым было и религиозное мировоззрение. Государство и право, согласно этим взглядам, имеют божественное происхождение: государство создано Богом, а право – это божественная воля, божественное откровение. Известно, что еще в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. Так в законах царя Хаммурапи записано: «Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил своими законами правду и справедливость по внушению Бога Мардуха.» По мнению авторов теологической теории, право вечно, незыблемо, свято, возникновение законов, а значит и упразднение не зависит от воли человека. Законы являются выразителями воли Бога на земле, поэтому нужно принять власть, как данность полученную свыше. Полностью и во всем подчиняться власти божественной, т.е. церковной и земной, которая является представительницей небесной на земле (монархам и государству), не пытаться изменить установленный богом порядок. Особенно широкое распространение данные идеи получили в средние века, на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже 7 – 8 вв. в Западной Европе развивается, например, теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. Второй меч они вручили государям для того, что бы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы доказать, что нет государства и власти «не от Бога» и утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государство). Наиболее ярким представителем теории был крупнейший средневековый мыслитель-теолог Фома Аквинский. Главный его труд «Сумма теологии» содержит, наряду с разнообразной философской проблематикой, учение о праве и государстве. В отличие от Аристотеля, считавшего государство естественной формой человеческого общежития, Фома Аквинский видел в государстве создание человеческого гения, подобие произведения искусства. Процесс управления государством аналогичен тому, как Бог правит миром, а душа руководит телом. Главной объединяющей силой, без которой государство распалось бы, является воля правителя. Начало, консолидирующее все усилия государства, должно бы...
Другие файлы:

Теории происхождения государства
Характеристика и отличия происхождения государства у различных народов: восточного и азиатского ряда и европейской группы. Теории происхождения госуда...

Теории происхождения государства
Исследование предпосылок возникновения и путей формирования государства. Изучение сущности и особенностей существующих ныне правовых систем. Характери...

Теории происхождения государства и права
Постоянный характер процесса возникновения государства. Характеристика основных теорий происхождения государства и права: теологическая, патриархальна...

Теории происхождения государства и права
Факторы создания государства. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, основные пути его развития. Характеристика основных теорий происхождения гос...

Происхождение государства, его взаимосвязь с правом
Предпосылки и история возникновения государства, его сущность, признаки, основные теории происхождения. Характеристика форм организации общественной в...