Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Особенности индустриализации Франции. Специфика промышленного переорота

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
. ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ФРАНЦИИ. СПЕЦИФИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА Завершение промышленного переворота произошло во Франции только в 60-е гг., т.е. значительно позже, чем в Англии) Сложившаяся к XIX в. структура французского буржуазного общества не способствовала промышленной революции. Во французской экономике главную роль играли непромышленники, как в Англии, а банкиры (вспомним "Человеческую комедию" Бальзака), чья экономическая политика исходила исключительно из стремления к высокому учетному проценту, непосильному для среднего предпринимателя. Поэтому в стране, изобиловавшей банками, не развивался крайне необходимый для производства промышленный и сельскохозяйственный кредит. Не способствовала промышленному переворту и внешняя политика Франции. Особенно тяжелые экономические последствия для французской промышленности имели континентальная блокада/Англии, упорно проводимая Наполеоном. Предпринятая с целью подорвать промышленность, Англии и создать благоприятные условия для монополии на континенте французских товаров, она оказалась разорительной для Франции. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья (особенно хлопка и индиго - главного красителя для хлопчатобумажных тканей), что серьезно задержало промышленный переворот. В 1800 г. во французской промышленности работало всего 15 паровых машин, тогда как в английской - более 300. К тому же специфическое производство значительной части французских мануфактур (предметы роскоши, дорогая мебель и убранство и пр.) значительно труднее поддавались механизации, чем рассчитанные на широкий рынок отрасли английской промышленности. Весьма уступала английской и французская инженерная мысль. Все же в 1830-1840 гг. механизация текстильного производства началась, стала развиваться благодаря 'железнодорожному строительству и тяжелая промышленность. Число паровых двигателей увеличилось р это двадцатилетие более чем в 7 раз, длина железнодорожной сети -более чем в 9 раз, добыча угля и выпуск чугуна, переработка хлопка - более чем в 2 раза, но сами объемы производства были слишком незначительными. Завершение промышленной революции во Франции произошло в 50-60 гг. Проводившая активную внешнюю политику империя Наполеона III широко предоставляла специальный кредит для развития тяжелой промышленности. С 1850 по 1870 гг. количество паровых двигателей во французской промышленности увеличилось с 5 до 25 тыс., добыча каменного угля' - \,4 до 13,2 млн. т., производство чугуна - с 0,4 млн. т. до 1 млн. т., железнодорожная сеть - с 3 до 18 тыс. км. Оживилась Французская инженерная мысль. На всемирной выставке 1851 г. Лондоне французская техника заняла второе место после английской. Развитие индустрии способствовало урбанизации страны. Была сведена перестройка Парижа, который именно в те годы получил свое современное лицо и навсегда стал признанным центром мирового туризма. Однако к концу 1860 г. из 3 млн, промышленных рабочих Франции 60% продолжало работать на мелких предприятиях и мастерских. Металлургические заводы Шнейдераи Крезо, считывающие в 1870 г. около 10 тыс. рабочих, можно рассматривать как исключение. В стране все еще преобладала легкая промышленность (в основном производство модных товаров). В XIX в. Франция так и не смогла превратиться в индустриальную страну. К 70-м гг. из 15,2 млн. самодеятельного населения Франции 7,2 млн. было занято в сельском хозяйстве, млн. - в промышленности, 1 млн. - в торговле, 1,3 млн. - в домашнем хозяйстве. 4.2.1 . Господство мелкого сельского хозяйства В Англии после ликвидации феодального землевладения земля осталась в собственности бывших феодалов, а крестьянство как класс исчезло. Во Франции, наоборот, исчезли феодалы. 4.2.2. Ростовщические черты французского капитала Развитие промышленного и аграрного капитала во Франции значительно уступало росту капитала денежного, ростовщического. В 1850-1860 гг. около 200 крупнейших банкиров фактически управляли всем народным хозяйством Франции. Промышленный переворот не привел промышленную буржуазию к руководству народным хозяйством - наверху по-прежнему остались банкиры, весьма удачно использовавшие особенности не только экономического развития Франции, но и французского менталитета, отличающегося сугубой практичностью, стремлением к пусть скромному, но гарантированному доходу. Именно в XIX в. эта черта французского менталитета нашла свое полное воплощение в быстром росте специфического социального слоя, который сделался чуть ли не фирменным знаком буржуазной Франции. Речь идет о так называемых рантье, живущих исключительно за счет процентов на капитал, помещенный в ценные бумаги, преимущественно облигации государственных займов. Вплоть до конца XIX в. внешняя торговля Франции (основа экспорта - шелка, вина, мебель, кожа, краски, парфюмерия и ювелирные изделия, все это по качеству не имело себе равных на мировом рынке) уступала по обороту только Англии. Во Франции, как и в Англии, промышленный переворот вызвал борьбу между фритредерством и протекционизмом. Если в Англии свобода торговли была лозунгом промышленной буржуазии, то во Франции она занимала протекционистскую позицию: свобода торговли усиливала английскую конкуренцию (английский текстиль, например, продавался во Франции на 30% дешевле отечественного). Свободу торговли (фритредерство) во Франции отстаивали купцы, заинтересованные в расширении товарного ассортимента за счет английского импорта, а также банкиры, связанные с железнодорожным строительством (в расчете на низкие цены на рельсы и пр.). Поэтому фритредерский договор 1860 г. с Англией вызвал недовольство французских фабрикантов и просуществовал всего десятилетие. Принцип взаимного благоприятствования составил основу торговых договоров Франции с Бельгией, Италией и другими государствами. 4.3. СТАНОВЛЕНИЕ МАШИННОЙ ИНДУСТРИИ В ГЕРМАНИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ ДО СЕРЕДИНЫ XIX В. Создание капиталистической машинной индустрии в Германии произошло лишь во второй половине XIX в. Основная причина значительного отставания Германии заключалась в более сильном, чем в других странах Западной Европы, господством феодализма, и отсутствии единого государства. Внутри страны, дробленной на ряд независимых больших и малых государств, существовали таможенные и валютные барьеры. Первое таможенное объединение ряда германских государств было достигнуто только в 30-х годах XIX в., а окончательное политическое единение страны - лишь в 1871 г., с образованием Германской империи. Переход от феодального к буржуазному общественному строю Германии проходил значительно медленнее, чем в Англии и Франции. Государственные реформы не ликвидировали ни феодальную монархию, ни землевладение феодального дворянства, которое лишь несколько поделилось своей властью с немецкой буржуазией. Германия, не имевшая мощных удобных портов, фактически была изолирована от морских торговых путей. Находясь в центре Европы, она в первой половине XIX в., как аграрная страна, фактически играла роль крупного придатка промышленных капиталистических стран - Англии, Голландии и даже Франции. Вывозя в западные страны сельскохозяйственное сырье и лес, немецкие купцы ввозили в Германию дешевые иностранные промышленные товары. Немецкая мануфактура, зародившаяся только в конце XVIII в., была весьма слаба, подавляющее большинство промышленных изделий производили ремесленные цехи, влачившие жалкое существование, но...
Другие файлы:

Проведение индустриализации и коллективизации
Необходимость и планы проведения индустриализации. Культивирование любви к труду. Усиление репрессий. Источники промышленного роста до 1930 года. Осущ...

Проблемы промышленного переворота во Франции в конце ХVIII в.—1860-е гг.
Влияние революционных событий конца ХVIII в. на социально-экономическое развитие Франции, в результате которых в стране были созданы необходимые услов...

Структурные особенности финансовой системы Франции
Государственный бюджет Франции. Налоговая и кредитно-денежная система. Специфика функционирования банковской системы Франции в условиях финансовой нес...

Особенности промышленного переворота во Франции

Особенности перевозок промышленным транспортом
Общая характеристика промышленного транспорта. Сфера рационального использования различных видов промышленного транспорта. Рациональные схемы применен...