Стратегическое планирование развития муниципальных образований
Стратегическое планирование развития муниципальных образованийСодержание Введение В 2004-2006 годах на территории Республики Бурятия осуществляется проект «Местное самоуправление и самоорганизация граждан: усиление роли организации (регионального лидера в развитии местных сообществ Республики Бурятия) – по направлению «Институциональное развитие организации» по гранту Дальневосточного представительства Фонда Евразия,Одной из важнейших задач, поставленных в рамках проекта, являлось создание на базе Учебно-методического центра Республики Бурятия информационного Центра поддержки местного самоуправления для местных сообществ, органов представительной и исполнительной власти муниципальных образований, бизнеса. с постоянно пополняемой компьютеризованной библиотекой по вопросам развития гражданского общества. В рамках реализации данной задачи в целях содействия эффективной системы стратегического планирования на муниципальном уровне и вовлечение в процесс планирования представителей граждан, общественных организаций, бизнеса в Центре поддержки МСУ ведется консультационная и методическая работа. Данная брошюра адресована, прежде всего, руководителям и специалистам органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных организаций и местным сообществам, которые хотели бы познакомиться с основами стратегического планирования развития муниципального образования. Брошюра может быть использована в качестве практического пособия для запуска процесса разработки стратегического плана муниципального образования, а также в качестве учебного пособия при подготовке соответствующих специалистов.В разработке брошюры принимали участие Жихаревич Б.С. – д.э.н., руководитель Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Международного центра социально экономических исследований (Санкт-Петербург), Шодорова Н.М. – к.э.н., начальник Управления экономического развития Комитета по экономике Администрации г.Улан-Удэ, Санжицыренова Р.К. – директор Учебно-методического центра Республики Бурятия, руководитель проекта, Хабаева И.М. – к.э.н., проф. Бурятского государственного университета.1. Общие сведения из теории и практики стратегического планирования1.1. Конкуренция – повод и среда для стратегического планированияИдеи и методы стратегического планирования изначально были разработаны и реализованы применительно к крупным международным корпорациям, определяющим конкурентные стратегии в завоевании новых рынков, а затем перенесены на уровень общественных организаций и органов управления городами и регионами. С начала 80-х годов прошлого века эти идей начали модернизироваться и внедрятся в сферу управления социальными системами (территориями) и стали использоваться, в первую очередь, как новый инструмент городского развития. Пионерами в разработке стратегических планов городов в Европе были Барселона и Мюнхен. Плодотворная аналогия, позволяющая рассматривать регион (город) как некое предприятие, обслуживающее клиентов – население, бизнес, приезжих – и конкурирующее за этих клиентов с другими территориями, стала исходным пунктом к трансляции многих технологий управления из бизнеса в общественный сектор. В России идеи и технологии стратегического планирования впервые были использованы при разработке Стратегического плана Санкт-Петербурга, в методической поддержке которой ведущую роль сыграл Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». В настоящее время отдельные идеи и технологии стратегического планирования используют уже более трети городов России, разрабатывающих разнообразные концепции и программы долгосрочного развития. Для различения стратегического планирования на уровне фирмы, корпорации, отрасли и стратегического планирования на уровне социально-территориальных единиц было введено понятие "территориальное стратегическое планирование".Важно понимать, что технология территориального стратегического планирования относится к новому поколению социально-гуманитарных технологий управления социальными, экономическими и культурными изменениями. Опыт территориального стратегического планирования в европейских странах, США, Канаде и ряде развивающихся стран показывает высокий уровень эффективности такого планирования в условиях динамично изменяющегося мира.Трудности использования методов территориального стратегического планирования во многом связаны с конфликтом между новыми идеями и подходами в сфере управления и продолжающим доминировать в органах власти административно-иерархическим подходом к планированию и управлению территориями. Освоение и распространение методов территориального стратегического планирования предполагает модернизацию сложившихся взаимодействий между регионами и их составными частями - территориями (городами и районами), когда повышается собственная активность муниципальных образований, а органы государственной власти переходят от директивных к рамочным методам управления.С приходом рынка и конкуренции в Россию, большую роль стали играть новые «естественные» факторы, задающие конкурентные преимущества городов (территорий) как места для жизни, ведения бизнеса, временного пребывания: наличие эффективных производств и возможностьтрудоустройства; многофункциональность; выгодность географического положения (транспортные коридоры, месторождения); благоприятность природных условий; соразмерная стоимость и качество жизни; развитость местных инфраструктур жизнеобеспечения; инвестиционный климат и др.Фактически сложилась ситуация, в которой территории конкурируют друг с другом: за привлечение инвестиционных средств в развитие инженерно-коммунальных инфраструктур и предприятий, расположенных на территориях; за возможность представить свою инфраструктуру для международных и межрегиональных пользователей; за выход на новые рынки сбыта продукции местных предприятий; за привлечение образованной и квалифицированной рабочей силы и т. д. При этом города и территории оказываются в принципиально новой, динамичной политической, культурной, социальной и экономической ситуации, особенности которой определяются мировыми глобальными процессами, изменениями на уровне России и региона. Все это требует серьезной модернизации управления, причем модернизации как самого подхода к управлению развитием территорий, так и новых технологий и организационных форматов такого управления.Стратегическое планирование становится необходимым элементом управления как реакция на все возрастающую скорость происходящих в экономике и обществе перемен и ужесточение конкуренции во всех сферах. Традиционное планирование неспособно справиться с этими вызовами современности.1.2. К понятию стратегичностиДля того чтобы понять, какой смысл вкладывается в термины стратегическое управление, стратегический анализ, стратегическое планирование, необходимо выделить смысловое ядро «стратегичности».Базовая идея стратегического планирования состоит в том, что