Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Концепция разделения властей Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье сравнительный анализ

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Южно-федеральный государственный университетКонтрольная работапо предмету ИППУна тему «Концепция разделения властей Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье (сравнительный анализ)»студентки 1 года ОЗОотделения Гражданское правоюридического факультета Падалкиной Ю.Н.преподаватель: Крацов Н.А.Концепция разделения властей исторически сложилась на самых ранних этапах формирования государства. Для этого периода были характерны борьба за власть уже разделённых институтов, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними - с другой, а также усложнение процесса управления государством. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием и накоплением исторического опыта в организации государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве. Толчком же к оформлению концепции разделения властей послужили буржуазные революции в Англии (1640 - 1648 гг.) и во Франции (1789 - 1794 гг.) и, вследствие этого, необходимостью достижения политического компромисса между буржуазией и либеральным дворянством за счет разделения государственно-властных полномочий между сословиями. Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье в своих теориях преследуют одну и ту же цель – обеспечение безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод путем создания таких условий, при которых становится невозможной концентрация власти в одних руках. Иначе это может привести к деспотии, но принцип разделения властей эти два автора представляли себе по-разному. Государство, по Дж. Локку, это человеческое общество, объединенное на основе им же установленного общего закона и создавшее судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между его членами и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Государство является «органом» политической власти. Границами действия этой власти Дж. Локк обозначает неотчуждаемые ценности (право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство). Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы. Для ее достижения, по Дж. Локку, необходимо четкое разграничение и разделение публично-властных правомочий государства между разными его органами.В своей работе «Два трактата о правлении» Дж. Локк проводит границу раздела между законодательной и исполнительной ветвями власти, при этом, являясь выражением воли народа, законодательная власть полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту и в силу этого является верховной (но не абсолютной): «Ведь то, что может создавать законы для других, необходимо должно быть выше их», она должна «... править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов...». Претворять же законы в жизнь входит компетенцию монарха и кабинета министров. Для управления международными делами, по мнению Локка, необходимо организовать федеральную власть. «Несправедливость и преступление — одно и то же независимо от того, совершены ли они венценосцем или мелким негодяем... Разница только в том, что крупные разбойники наказывают мелких, чтобы держать их в повиновении, а крупных награждают лаврами и триумфами, так как они слишком сильны для слабых рук правосудия в этом мире, и сами обладают властью, которая должна наказывать преступников» - так объясняет Дж. Локк слабость, зависимость этой ветви власти, поэтому он не выделяет судебную власть в отдельную ветвь, а считает ее лишь элементом исполнительной власти.По теории, разработанной Дж. Локком, законодательный орган не может никому делегировать свою законодательную власть. Кроме того, все значимые вопросы, как то повышение налогов, лишение собственности может происходить только с согласия народа или заинтересованных лиц. Он предлагает самый важный механизм ограничения парламентской власти – законодатель не может повелевать посредством деспотических указов; наоборот, он обязан определить права подданных посредством провозглашаемых постоянных законов, на страже которых должны стоять уполномоченные на то судьи, исходящие их постулата самого Дж. Локка: закон в подлинном смысле – лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. «Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества». Дж. Локк предъявляет к закону обязательные требования: стабильность и долговременность действия. В отличие от естественной свободы, по Дж. Локку, «свобода человека в обществе» состоит в том, что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием».Несмотря на верховенство законодательной власти, две другие ветви публичной власти не только не являются ее придатками, но и оказывают на нее влияние. Исполнительная власть, включая федеральную, передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом.Ш.Л. Монтескье, так же как и Дж. Локк, усматривает в разделении властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. В противном случае, это может привести к сосредоточению власти в руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, а значит, и к возможному злоупотреблению госуда...
Другие файлы:

Принципы разделения властей в изложении Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье
Особенности политических теорий Нового времени. Идея разделения властей Дж. Локка. Взгляды на государство Ш. Монтескье. Сущность разделения властей, з...

Теория разделения властей
Понятие системы разделения властей, содержание и особенности теорий Дж. Локка и Ш. Монтескье. Принцип разделения властей и сферы их действия: законода...

по дисциплине «Политология» на тему «Теория разделения властей в трудах Дж. Локка и Ш. Монтескье»

Концепция разделения властей Дж. Локка

Законодательная власть
Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Их независимость. Концепция разд...