Служба занятости
Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным. Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей. Перед службой занятости поставлены следующие задачи:учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;информирование о возможностях трудоустройства;содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;организация общественных работ;организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;регистрация безработных;выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;оформление досрочного выхода на пенсию;разработка программ занятости;мероприятия по социальной защите различных групп населения. Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности: I уровень — федеральная служба занятости; II уровень — региональные организации службы занятости; III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д. Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции. Общими функциями служб занятости всех уровней являются:анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;оказание помощи в выборе работы;организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;поиск и разработка механизма финансирования этих программ;определение основных направлений профессионального обучения;создание правовой и нормативной базы функционирования;координация работы региональных и местных служб занятости. Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др. Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования. В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек. Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости. Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе следующих принципов:опережающее обучение;содействие самозанятости населения;формирование социального заказа на обучение;предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;предоставление преимуществ в обучении для граждан, нуждающихся в социальной защите, т. е. для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи, инвалидов, одиноких, многодетных, беженцев, женщин и др. Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, в том числе такие:методическая помощь в организации профессионального обучения;организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе;подготовка граждан для предпринимательской деятельности;стимулирование деловой активности населения;консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам. Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;обеспечение социальной защиты в области занятости;поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;поощрение работодателей, создающих новые рабочие...