Министерство внутренних дел в первой половине XIX века
Краткое сожержание материала:
Размещено на
64
Министерство внутренних дел в первой половине XIX века
Содержание
Обозначения и сокращения
Введение
1. Причины реформ государственного аппарата Российской империи в начале XIX века
1.1 Кризис феодально-крепостнической системы. Формирование капиталистического уклада
1.2 Предпосылки учреждения министерств
2. Министерство внутренних дел в системе государственных органов России
2.1 Образование, структура и полномочия министерства внутренних дел в первой половине XIX века
2.2 Реформирование деятельности министерства внутренних дел в первой половине XIX века
2.3 Взаимодействие органов полиции и министерства внутренних дел
2.4 Организация деятельности полицейских органов на местах
2.5 Реформирование местных органов полиции в первой половине XIX века
Заключение
Список использованных источников
Приложение №1
Приложение №2
Обозначения и сокращения
министерство полиция государственный
вып. - выпуск;
Изд. - издание;
Л. - Ленинград;
М. - Москва;
МВД - Министерство внутренних дел;
ОКВС - отдельный корпус внутренней стражи;
Пг. - Петроград;
ПСЗ - полное собрание законов;
Ред. - редакция;
СЕИВ - собственная его императорского величества;
Сер. - серия.
Введение
Актуальность темы:
В последнее десятилетие в России происходят серьезные общественно-политические и социально-экономические преобразования. Проведение реформ государственного механизма, в том числе системы правоохранительных органов, совершенствование правовой основы их организации и деятельности требует при их осуществлении учитывать множество факторов и среди них исторический опыт прошлого. В этой связи научное и практическое значение имеет изучение истории министерства внутренних дел, определение его роли в механизме государства.
Министерство внутренних дел Российской Империи - одно из важнейших звеньев государственного аппарата, созданного в ходе реформ начала XIX века. МВД с момента образования участвовало в решении широкого круга вопросов, касавшихся различных сторон экономической, политической, общественной, духовной жизни страны. Одним из основных направлений его деятельности стало руководство полицией, принятие необходимых мер для ее реорганизации в соответствии с требованиями времени, улучшения организационной структуры, укрепления кадров, совершенствования форм и методов деятельности.
Широчайшие полномочия, предоставленные МВД, предопределили особое место министерства в государственном механизме.
Объектом исследования является система государственных органов Российской империи XIX века.
В качестве предмета исследования рассматриваются структура и функции МВД, его взаимодействие с другими государственными органами.
Целью исследования является выяснение роли и места МВД в системе государственных органов в первой половине XIX века, изучение взаимосвязи данного министерства с другими органами государственного управления, а также исследование нормативно-правовой базы его организации и деятельности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Проследить генезис высших, центральных и местных органов государственного управления на рубеже XVIII-XIX веков.
2. Рассмотреть с позиций системного анализа структуру и основные направления деятельности Министерства внутренних дел в исследуемый период.
Степень разработанности проблемы:
За предыдущие годы вышло немало книг по истории МВД. Одно из первых описаний - работа доктора права и философии Н. Варадинова "История министерства внутренних дел", части 1-3 (книги 1-8). Она была издана в Санкт-Петербурге в 1858-1863 гг. Работа представляет собой подробное описание деятельности министерства за каждый год последовательно - с 1802 по 1862.
К 100-летию министерства была издана работа С. А. Адрианова "Министерство внутренних дел. Исторический очерк (1802-1901)" СПб, 1902. Это книга очень большого формата с двумя приложениями. Имеется следующая весьма критическая оценка ее содержания: "Самым слабым и бессодержательным оказалось юбилейное издание "Министерство внутренних дел. 1802-1902" (СПб, 1902, т. 1). Сведения по истории администрации, полиции, жандармерии и соответствующих им учреждений в этом издании сведены до минимума, зато на первое место поставлены такие второстепенные функции Министерства внутренних дел, как строительство, продовольственное и медицинское дело" [17]. Однако с такой оценкой, можно и поспорить. Она была сделана в советское время с явно идеологизированных позиций. Что касается строительного, продовольственного и медицинского дела, то в дореволюционные годы МВД действительно этим занималось довольно много.
Работы по истории органов внутренних дел выходили и в советский период жизни нашей страны. Наиболее крупной среди них являются "Полиция и милиция России: страницы истории" (М., "Наука", 1995) и другие. Начала разрабатываться история МВД в политических портретах ее руководителей. Этой теме посвящены серия статей А. В. Борисова о министрах внутренних дел Российской империи и Временного правительства.
В названных и других работах говорится о деятельности МВД на разных этапах развития российского государства. Но, к сожалению, в них мало анализа, обобщений об истинном характере деятельности органов порядка. Ведь история МВД России - это не только история министерств внутренних дел царского времени, но и нечто целостное, видоизменяющееся и наращивающееся.
Крупный русский мыслитель Н. А. Бердяев еще в 1948 году писал: "В русской истории есть уже 5 периодов, которые дают разные образы. Есть Россия Киевская, Россия времен татарского ига, Россия Московская, Россия Петровская и Россия Советская. И возможно, что будет еще новая Россия..."[17, с. 123] Ныне мы видим, что и эта новая Россия, о которой говорил Н. А. Бердяев, стала явью. В приведенном высказывании обозначены яркие вехи и рубежи нашего отечества, когда что-то резко менялось внутри и вокруг него.
Вопросы реформирования государственного аппарата были затронуты в работах дворянских историков - Н.К. Шильдера и великого князя Николая Михайловича [41], которые в своих исследованиях исходили из разделения истории государства на периоды, связанные с правлением того или иного монарха. Главной причиной всех преобразований, по их мнению, являлась личность императора и то влияние, которое оказывало на него окружение. При этом отбор материалов, использованных в этих работах, страдает тенденциозностью, а многие противоречия во внутренней политике объясняются загадкой личности Александра I.
Роли личности в истории была посвящена и книга М.А. Корфа [26] об одном из идеологов реформ 1809-1811 гг. М.М. Сперанском. Автор, проанализировав многочисленные материалы, относящиеся к реформам органов центрального управления, выявил те различия, которые существовали между планируемыми и проведенными в жизнь преобразованиями, объясняя их неподготовленностью России к столь глобальным нововведениям.
В работах юристов государственной школы И.Е. Андреевского, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова,[3, 4, 12, 27] рассматривалась история создания и развития высших и центральных государственных учреждений, местной администрации. Но в них рассмотрены лишь общие вопросы создания и деятельности государственных учреждений, и мало внимания уделено функциям отдельных министерств и их структуре. Кроме того, авторы, на основе сравнительно-правового анализа, видели в создании министерств заимствование западноевропейских образцов.
В своем курсе лекций по истории России XIX в. А.А. Корнилов[28] развивает тезис о противоречиях между правительством и обществом как движущей силе исторического процесса. Подробно освещая начало царствования Александра I, он выразительно показывает как власть, несмотря на искреннее стремление молодого царя следовать курсом перемен, оказалась неспособной к решению насущных задач, продиктованных всем ходом русской истории.
Уже в советский период вышел очерк А.Е. Преснякова об Александре I. В нем содержится сжатая характеристика развития России первой четверти XIX в. Этот сложный и противоречивый период Пресняков трактует с ярко выраженных идеалистических позиций. Много внимания уделено вопросам внешней политики, а события внутренней жизни страны и внутренней политики правительства в монографии освещены конспективно. В книге, к сожалению, нет ссылок на источники, которые использовались автором.
Советская историческая наука довольно поздно, лишь в 50-60-х гг. начала разрабатывать проблемы истории политических институтов и учреждений Российской империи. К числу таких работ следует отнести монографию Н.П. Ерошкина по истории государственных учреждений России с IX века до начала XX в. Дав общую характеристику государственного строя России в первой половине XIX в., автор затем останавливается на анализе высших государственных учреждений этого периода, таких как Непременный совет, Негласный комитет, Государственный совет, Комитет министров, Святейший Синод и Собственная ег...
Россия в первой половине XIX века
Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в. Промышленный переворот в 1830-1840 гг. Внутренняя политика России в первой половине XIX в...
Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века
Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века. Пути развития начального профессионального обра...
Журналистика в первой половине XIX века
Государственная политика в отношении периодической печати в первой половине XIX века. Главные журналы данного периода ("Вестник Европы", "Сын отечеств...
Вьетнам в первой половине XX века
Ход и специфика исторического процесса, важнейшие тенденции социально-экономического развития страны в первой половине XX века. Взаимоотношения Вьетна...
Органы внутренних дел 1966-1985 гг.
Структурные изменения в центральном аппарате во второй половине 1960-х гг. Профилактика преступлений как основное направление деятельности органов вну...