Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Механизм охраны Конституции в РФ

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Принципы конституционного устройства в РФ; режим и единство конституционной законности. Правовые формы охраны Конституции РФ, осуществление надзора; деятельность Конституционного суда; проблемы защиты прав личности как субъекта конституционного права.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по курсу:

Конституционное право

на тему:

МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ В РФ

2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конституционной законности в РФ

1.1 Понятие и принципы конституционного устройства в РФ

1.2 Режим конституционной законности в РФ

1.3 Единство конституционной законности

Глава 2. Формирование и развитие системы охраны конституции РФ

2.1 Правовые формы охраны конституции РФ

2.2 Осуществление конституционного надзора

2.3 Деятельность Конституционного суда по защите конституционной законности в РФ

Глава 3. Правовые проблемы защиты конституционной законности в РФ

3.1 Проблемы защиты конституционных прав личности как субъекта конституционного права

3.2 Необходимость построения правового государства

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Вопрос о состоянии конституционной законности в РФ на современном этапе является приоритетным. Во многом его решение зависит от организации и деятельности конституционных правовых институтов субъектов Российской Федерации. В юридических источниках в самом тотальном виде понятие «конституционная законность» предполагает полное соответствие всей совокупности законов, действующих на территории нашего государства, Конституции Российской Федерации. Ратификация конституционной законности в РФ приобретает особенное значение, потому что держава представляет собой федеративное устройство. В последние десятилетия в отечественной федеральной системе наблюдались проблемы, связанные с суверенизацией субъектов Федерации, а также наличием несовместимостей между законодательными актами регионов и нормативно-правовыми институтами федерального уровня. На современном этапе подобные проблемы не только не решены, но и усугубились. В то же время, на протяжении ряда лет в федеральных округах проводилась существенная работа по обеспечению единства и совместимости законодательной базы федерального уровня и субъектов РФ.

Актуальность исследования, которое было проведено в дипломной работе, заключается в том, что обеспечением конституционной законности в РФ занимаются многие госорганы, все же максимальный вклад в процесс охраны Конституции РФ привносят органы конституционной юстиции, занимающиеся данной проблемой благодаря своему предназначению и тем полномочиям, которыми они наделены, такова их юридическая природа. В то же время, федеративная сущность Российского государства удостоверяет тот факт, что конституционная законность должна состоять из двух уровней: федерального уровня и уровня субъектов РФ. Если обеспечивать соответствие федерального конституционного закона, федерального закона Конституции РФ, то в таком случае приоритетным является федеральный уровень конституционной законности. Когда же речь идет об обеспечении соответствия закона субъекта РФ их конституциям или уставам, то приоритетным является региональный уровень конституционной законности. Тем не менее, для целевого обеспечения целостности и неделимости конституционного законодательства и борьбы с несоответствием на двух уровнях конституционной законности, необходимо обеспечить соответствие конституций и уставов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и перенести ответственность за подобное соответствие на федеральный уровень. В противоположном случае, может возникнуть такая ситуация, при которой законы субъектов РФ будут соответствовать их учредительным актам, в то время как данные учредительные акты не будут соответствовать Конституции РФ. Тогда мы приобретем дезорганизованную правовую систему, которая совершенно не будет соответствовать принципам конституционной законности.

Проблематика исследования заключается в том, что двум уровням конституционного поля в РФ должны соответствовать два уровня госорганов конституционной юстиции: Конституционный Суд РФ и конституционные или уставные суды субъектов РФ. Учитывая то, что Конституционный Суд РФ следит за обеспечением конституционной законности на федеральном уровне, конституционные или уставные суды субъектов РФ обеспечивают соблюдение конституционной законности лишь на региональном уровне. С целью укрепления единства между двумя уровнями конституционной легитимности, полномочия по обеспечению согласованности и единства конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ причислено к полномочиям Конституционного Суда РФ.

Кроме того, на состояние конституционного законодательства и его соответствие федеральному законодательству, существенное воздействие оказывает реализация постановлений органов конституционной юстиции, а также единое применение Конституции РФ, а также конституций и уставов субъектов РФ. Как раз это направление их деятельности способствует ратификации принципов конституционной законности. Благодаря этому избранная для исследования проблема, рассматривающая обеспечение конституционной законности на региональном уровне, имеет, прежде всего, практическую значимость для обеспечения конституционной законности.

Объектом исследования, которое проводилось в дипломной работе, являются социальные взаимоотношения, которые связаны с осуществлением полномочий, реализацией решений, судебными прецедентами, которые предоставляют возможность толкования конституций и уставов субъектов РФ.

Предметом исследования является механизм охраны конституционной законности и правовые нормы, которые регламентируют деятельность конституционных и уставных судов субъектов РФ, органов конституционной юстиции, а также непосредственно процесс реализации их решений и судебная практика по интерпретации конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

Цель представленного исследования состоит в едином комплексном и системном изучении роли органов, наблюдающих за охраной конституционной законности в стране и являющихся гарантами Конституции РФ на территории государства. В том числе в изучении роли конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации как основного звена механизма охраны Конституции РФ, а также их роли в обеспечении конституционной законности в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, поставленные цели сформулировали ряд следующих задач:

1) необходимо дать определение понятию и основным направлениям обеспечения конституционной законности в РФ;

2) проанализировать влияние юридического естества и компетенции гарантов Конституции на федеральном уровне, а также конституционных и уставных судов субъектов РФ на обеспечение конституционной законности;

3) выявить проблемы, которые возникают при осуществлении деятельности по охране Конституции в РФ, а также при исполнении решений органов, призванных обеспечить конституционную законность;

4) провести сравнительный анализ тенденций развития законодательства в сфере, которая касается реализации решений, направленных на укрепление конституционной законности;

7) выработать систему практических рекомендаций по поводу совершенствования Федерального и регионального законодательства по проблемам обеспечения конституционной законности.

Научно-теоретическая значимость проблематики данного исследования состоит в том, что ее анализ позволит нам лучше уяснить юридическую природу органов, которые призваны охранять конституционную законность в РФ, и которые образуют механизм, обеспечивающий конституционную законность, качество исполнения решений этих органов, а также судебную практику по интерпретации конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Кроме того, в результате такого анализа можно выявить проблемы и предложить их решение в отношении охраны конституционной законности в РФ.

Методической базой исследования будут являться труды и работы, посвященные конституционной и уставной юстиции в субъектах РФ таких ученых-правоведов как: В.К. Боброва, А.Г. Гатауллина, Т.И. Геворкян, В.В. Гошуляк, В.А. Кряжкова, М.А. Митюкова, Ж.И. Овсепян, Л.Е. Ховрина, С.М. Шахрай и других исследователей. В этих трудах дана всеобщая характеристика органов, осуществляющих охрану и являющихся гарантами Конституции РФ. Также в работах ученых-правоведов раскрываются особенности конституционного и уставного судопроизводства в субъектах РФ, и представлены связи органов, которые являются составляющими механизма охраны Конституции РФ, с другими ветвями власти.

В соответствии с намеченными целями и задачами в первой главе исследования будут рассмотрены теоретические аспекты конституционной законности в РФ. Во второй главе исследования речь пойдет о формировании и развитии механизма охраны Конституции в РФ, о надзоре за соответствием конституционной законности всего спектра принимаемых решений и законодательных актов, издаваемых в государстве. Третья глава посвящается исследованию вопросов и проблем, которые связаны с нарушением конституционной законности, также будут затронуты проблемы построения в России правового государства.

Глава 1. Теоретические аспекты конституционной законности в РФ

1.1 Понятие и принципы конституционного устройства в РФ

Главными критериями государственности в стране, в которой правящим режимом является дем...

Другие файлы:

Правовая охрана Конституции Российской Федерации
Понятия и задачи правовой охраны конституции; юридические средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, собл...

Экономический механизм обеспечения охраны природы
Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включает разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического...

Система охраны Конституции Российской Федерации
По мнению Н.А.Михалева под правовой охраной конституции следует понимать “ со-вокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение...

Конституция
Виды источников конституционного права. Понятие конституции. Основные черты конституции. Функции конституции. Юридические свойства конституции - это п...

Конституция США 1781 г. - механизм взаимодействия ветвей власти
Становление системы самоуправления в Соединенных Штатах, ее законодательное отражение в Конституции государства. Понятие и механизм действия системы "...