Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Систематизация законодательства 4

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
РАЗДЕЛ 1ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  • Понятие и цель систематизации законодательства
  • Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочивания действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах есть значительное количество нормативных актов, которые принимаются разными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в действии, развитии, в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, которые нуждаются в правовой регуляции. Система права, которое постоянно изменяется, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесения в них изменений, отмены старых нормативных решений объективно, обусловливает упорядочивание всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнения, приведения, в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такую деятельность из приведения нормативных актов в единственную, упорядоченную систему называют систематизацией законодательства. Систематизация законодательства необходима, во-первых, для его последующего развития. Анализ и обрабатывание действующих нормативных актов, группирования правовых предписаний, по определенной схеме, создание внутриединной системы актов является необходимым условием эффективности правотворческой деятельности, способствует устранению пробелов, противоречий, в действующем законодательстве. Во-вторых, она обеспечивает удобные условия при реализации права, возможность оперативно находить и верно объяснять все нужные нормы. Практическое значение систематизации законодательства отмечал еще в 1833 году известнейший кодификатор Европы и России М. Сперанский. В частности, он отмечал значение систематизации как для реальных потребностей государства, так и для юридической науки. Кроме того, систематизация является необходимой предпосылкой целеустремленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, учебы студентов. В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает разной. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно правового материалу, когда действует значительное количество нормативных актов, принятых в разные периоды, и, к тому же те, которые дублируют друг друга, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же революционного превращения правовой системы, когда отменяются большие нормативные блоки, которые регулируют обветшалые отношения, когда создается качественно новая общественно - экономическая система, какая объективно нуждается в обновленных законах - систематизация законодательства отступает на второй план. Обычно в понятие систематизации законодательства включают четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
  • сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обрабатывания и размещения, по определенной системе, хранение, а также издание справок, для заинтересованных органов, учреждений, отдельных личностей, за их вопросами (учет нормативных актов);
  • подготовка и издание разного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
  • подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, выданных по одному вопросу;
  • подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которых собранные как старые нормы, что оправдали себя, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательство);
  • Опыт законодательной и правоприменительной деятельности в Украине и зарубежных странах свидетельствует, что качество учета нормативных актов в государственных органах и учреждениях, степень его налаженности, эффективность сбора и хранения данных о действующих нормативных актах, о внесении в них изменений и дополнений, во многом определяют юридическую культуру правотворчеству, эффективности правоприменительной деятельности и правового воспитания.Четко настроенный учет законодательства необходим прежде всего для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администраций предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и тому подобное.Особенную роль играет четкий и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов, в работе адвокатуры. Кроме того, такой учет необходим для квалифицированной подготовки проектов законодательных и других правовых актов, для составления разного рода сборников законодательства и возведенных кодифицируемых актов, перечней актов, которые подлежат изменению или признаются такими, которые потеряли силу, для осуществления справочно - информационной работы, подготовки выводов, относительно проектов нормативных актов. Кроме того, без надлежащего учета нормативных актов не возможно эффективное правовое просветительство, деятельность учебных и научных юридических учреждений.Органы, учреждения и организации, осуществляют учет как для удовлетворения собственных потребностей, так и для обеспечения (также и на коммерческой основе) правовой информацией других учреждений и отдельных личностей. В Украине подлежат учету законы, нормативные указы Президента Украины и Правительства, акты органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда Украины.В зависимости от функций органов и учреждений, которые осуществляют учет, к информационному массиву могут быть отнесены и другие акты (например, международные договоры, акты органов местного самоуправления и тому подобное). Можно остановиться на следующих принципах организации учета законодательства:
  • полнота информационного массива, который обеспечивает фиксацию и обеспечение объемом справочной информации, отсутствие пробелов в информационном массиве.
  • достоверность информации, которая основана на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений в акты, включенные в информационный фонд.
  • удобство использования, необходимое для оперативного и качественного поиска сведений о праве.
  • Наиболее простая форма учета законодательства - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись за хронологическим, алфавитным, предметным или системно предметным принципами.Хронологический принцип значит, что все нормативные акты, которые подлежат учету в соответствующем органе или учреждении, регистрируются в журнале (журналах) за датами их принятия. Понятно, что акты разной юридической силы (законы, указы, постановления, и тому подобное), как правило, подлежат отдельной регистрации. При алфавитно-предметной регистрации, как более совершенном виде учета нормативных актов, которые поступают, в определенный орган или учреждение, такие акты фиксируются за предметными рубриками, которые располагаю...
    Другие файлы:

    Систематизация законодательства
    Понятие и характерные черты систематизации законодательства. Формы систематизации законодательства. Учет и консолидация как формы систематизации закон...

    Правотворчество и систематизация законодательства
    Формы, субъекты и виды правотворческой деятельности. Законотворческий процесс и его основные стадии. Понимание законодательства в юридической теории и...

    Консолидация как систематизация законодательства
    Общая характеристика систематизации законодательства, понятие и основное содержание данного процесса, история и этапы его становления и развития. Конс...

    Систематизация законодательства: общая характеристика
    Понятие и значение систематизации законодательства, его формы. Инкорпорация и кодификация как основные формы систематизации законодательства. Виды инк...

    Систематизация законодательства 3