Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
  • Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма
  •  ОглавлениеВведениеГлава I: Идея разделения властей в истории политико-правовой мыслиГлава II: Концепция разделения властей в российской наукеГлава III: Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на ЗападеЗаключениеСписок литературы ВведениеЦелью исследования темы “Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма” является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды и при различных формах государственного устройства. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих. Поэтому не случайно существует огромное многообразие мнений и взглядов различных ученых и теоретиков, одобряющих или критикующих, занимающихся оценкой и выявлением положительных или отрицательных черт той или иной формы государственного устройства, в том числе и формы разделения властей. Что было в древние времена, остается и по сей день, времена меняются, а интересы людей остаются теми же. В этом и заключается актуальность данного исследования. Рассматривая теорию разделения властей как принцип демократического государства, необходимо выяснить следующие вопросы: обеспечено ли в нем народовластие, народный суверенитет, неотчуждаемость прав, недопустимость их ограничения, равноправие, равенство граждан перед законом и судом; соблюдены ли личные, политические, социально-экономические и другие права человека. Проблема разделения властей в государственном механизме были изучены многими историками и правоведами, к некоторым из которых мы обратились при обзоре данной темы. Это: Барнашев А. Ш. “Теория разделения властей: становление, развитие, применение” , Абашмадзе В. В. “Учение о разделении государственной власти и его критика” , Тихомиров Ю. А. “Власть в обществе: единство и разделение” , Прозорова Н. С. “Теория разделения властей и современное буржуазное государство” , Нернесянц В. С. “Гегелевская философия права” и другие. Каждый со своим подходом обращался к данной теме, и раскрывали ее по-разному. Каждый со своей точки зрения рассматривал тот или иной вопрос. Особенный интерес проявлялся к анализу идеи разделения властей с момента возникновения ее теории и основополагающих принципов, сохранивших свое существование и применение до настоящего времени. Глава 1Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мыслиГенезис теории разделения властей связан с возникновением в Англии XVII в. политико-правовых теорий Дж. Локка. Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в его главном труде “Два трактата о государственном правлении” (1690) . В 40-60гг. XVII в. у представителей движения индепендентов и левеллеров можно найти четко сформулированное положение о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Были выдвинуты и воплощающие эти идеи конституционные проекты. Дж. Локк придал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Им были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости представительному органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим постоянно действующего органа и др. Он писал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть–законодательная, которой все должны подчиняться. Король, как глава исполнительной власти, призван был “употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов” . Его деятельность строго регламентировалась законами, подчинение которым являлось его первейшей обязанностью. Министры, управляющие страной, должны были нести ответственность перед парламентом. Судьи, как стражи законов, признавались независимыми от воли правителя. Именно в правлении законов виделась гарантия безопасности государства в целом и каждого отдельного человека[1]. Дж. Локк в своем учении утверждает, что государство было создано по взаимному согласию людей для защиты их жизни, свободы и имущества. Для выполнения этой задачи политическая власть наделяется правомочием издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом требовать к ответу всякую власть. Законодательной власти в лице народа принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга своими функциями, эти власти, по Локку должны быть разделены и переданы в разные, ибо в противном случае правители получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам. Таким образом, разделение властей являлось для Дж. Локка делом практического удобства и практической целесообразности. Он обозначает основные направления и принципы исследования политической власти: разделение и взаимодействие властей, необходимость их связи и соподчинения, представительный характер законодательной власти, верховенство закона, независимость судей. [2] Свой классический вид доктрина разделения властей приобретает в теории Ш. Монтескье. Идеализируя английскую систему правления, развивая идею Дж. Локка, Монтескье заключает, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить плюралистическое согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства. Ш. Монтескье уже не выделяет законодательную власть как основную, он подчеркивает разделение трех властей, каждую из которых образуют различные группы людей. Новым этапом в становлении теории разделения властей стали работы Ш. Монтескье, которые оформили положение о трех властях. До него ни левеллеры, ни Дж. Локк не выделяли еще особой судебной власти, хотя отправление правосудия у них фактически обособлялось. Развив теоретические основы доктрины разделения властей, Ш. Монтескье выдвинул идею о “равновесии” и взаимных “сдержках” властей, а также высказал мысль о том. Что в органах государственной власти должны быть представлены все сословия общества. Разумное государство, по Ш. Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, взаимного сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества. [3] В соответствии с конституционным проектом Ш. Монтескье законодательная власть являлась лишь выражением “Общей воли государства...” . Основное назначение — выявить право и сформировать его в виде положительных законов государства, обязательных для всех граждан. В отличие от судебной власти, законодательная и исполнительная власти, также имеющие правовой характер, могут злоупотреблять властью, допускать произвол. Поэтому эти две власти, по мнению Ш. Монтескье, должны быть не только разделены, но и наделены правом приостанавливать и отменять деятельность друг друга. Каждая из властей должна не только отправляться особыми органами, но и одни и те же лица не могут совмещать деятельность в различных органах власти. Исполнительная власть, согласно конституционному проекту Ш. Монтескье, выступает в качестве органа, реализующего общую волю государственной власти. Ее предназначение — лишь исполнение законов, установленных законодательной властью. Одновременно, во избежание злоупотребления властью, исполнительная власть наделяется правом приостанавливать принятые законы (право вето) и определять время действия законодательного собрания. В свою очередь, законодатель определяет и контролирует границы и средства деятельности исполнительной власти. И законодательная и исполнительная власти реализуют общие дела государства, тогда как судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Учитывая специфику этого рода деятельности, он утверждал, что “судебная власть в известном смысле не является властью” , поэтому в его конституционном проекте судебная власть не сдерживается никакой другой властью. [4] В свою очередь И. Кант определяет разделение властей как требование чистого разума и основополагающий принцип государства. Государство, отмечает он, зак...
    Другие файлы:

    Принцип разделения властей в конституционном праве
    История концепции разделения властей, принципы и нормативно-законодательное обоснование реализации данного процесса в государствах с различной формой...

    Разделение властей в Российской Федерации
    Появление, становление, возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность. Разделение властей на законодательную, исполнительную и су...

    Теоретические аспекты сущности разделения властей
    История возникновения идеи разделения властей как принципа организации управления. Сущность создания единой системы путем разделения полномочий законо...

    Теория разделения властей
    Понятие системы разделения властей, содержание и особенности теорий Дж. Локка и Ш. Монтескье. Принцип разделения властей и сферы их действия: законода...

    Принцип разделения властей: теория и практика
    Историко-правовые корни принципа разделения властей. Основное содержание принципа разделения властей. Практика осуществления принципа разделения власт...