Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Место Президента РФ в системе разделения властей

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Форма правления в Российской Федерации. Порядок избрания Президента РФ, его компетенция, досрочное прекращение полномочий. Место в системе разделения властей. Взаимоотношения с ветвями власти. Роль в законодательном процессе, подписании законов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

российский президент разделение власть

Актуальность темы в необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены Президенту Российской Федерации по Конституции РФ.

Теоретическую основу курсовой работы составляют работы таких специалистов, как А.Е. Козлов, Е.И. Козлова, М.В. Баглай, В.Г. Самигуллин и др. Важнейшими информационными источниками написания работы явились Конституция РФ, Федеральные законы, учебная и научно-методическая литература.

В работах Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина мы видим, что придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной [12;258].

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства, Конституция РФ предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества [1;ст.80].

Цель работы - изучить принципы статуса Президента Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи курсовой работы:

Во-первых, рассмотреть признаки формы правления в России.

Во-вторых, проанализировать компетенцию Президента Российской Федерации.

В-третьих, сформулировать принципы правового статуса Президента Российской Федерации.

Объект работы - Форма правления Российской Федерации.

Предмет работы - статус Президента Российской Федерации как главы государства.

В работе были использованы такие методы как: анализ, синтез, метод конкретного правового анализа. Использовались такие нормативно-правовые акты как: Конституция РФ, Федеральные Законы, Указы Президента РФ и т.д.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1. Правовое регулирование положения Президента РФ

1.1 Форма правления в Российской Федерации

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции Российской Федерации установлена республиканская форма правления [1;ст.1]. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки:

· отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;

· ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка;

· создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;

· формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

Различают два основных вида республики - президентскую и парламентскую. Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства.

В основу системы парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В Российской Федерации сочетаются черты парламентской и президентской республик. Это выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом) [15; 178].

Таким образом, в Российской Федерации действует республиканская форма правления, с демократичным характером, где глава государства - Президент.

1.2 Срок полномочий и порядок избрания Президента РФ

Срок полномочий Президента РФ, с 2008 года, составляет шесть лет при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд [1; ст.81].

Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании [2]. Назначает выборы Президента РФ - Совет Федерации. Если он эту обязанность не выполняет, то выборы назначает Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК).

Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, пола, места проживания и т. п. имеет один голос. Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованиям:

· иметь гражданство РФ.

· быть не моложе 35 лет.

· постоянно проживать в Российской Федерации не менее десяти лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации) [1;ст.81].

Этот срок признается необходимым и вместе с тем достаточным для того, чтобы кандидат в Президенты не только в полной мере обладал знаниями и практическим опытом, но и понимал специфику условий жизни в нашей стране.

Выдвижение кандидатов возможно:

· политическими партиями, избирательными блоками, при этом партия, блок могут выдвинуть только одного кандидата, в том числе и не являющегося членом данной партии или партий и объединений, входящих в избирательный блок;

· в порядке самовыдвижения, т. е. самим гражданином, обладающим пассивным избирательным правом при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек.

Регистрацию кандидатов осуществляет ЦИК после проверки собранных в поддержку кандидата не менее чем 2 млн. подписей избирателей. От сбора подписей освобождаются политические партии и избирательные блоки, допущенные к распределению депутатских мандатов на ближайших предшествующих выборам Президента РФ выборах депутатов Государственной Думы. Регистрация кандидатов на должность Президента РФ на основании избирательного залога не предусматривается. Выборы Президента РФ могут быть только альтернативными: если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, то выборы по решению ЦИК откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. По одной кандидатуре возможно повторное голосование, если после выбытия всех зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат, но и в этом случае единственный кандидат будет избранным Президентом РФ при условии получения не менее 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу, результаты выборов определяет ЦИК. Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства: избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50 % плюс один голос), принявших участие в голосовании. При этом порог явки избирателей, для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, составляет 50 % от числа избирателей, обладающих активным избирательным правом. Если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами, будет меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов, а также если из двух зарегистрированных кандидатов ни один не получил более 50 % голосов избирателей, выборы признаются несостоявшимися. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более канд...

Другие файлы:

Разделение властей в российском обществе
Происхождение принципа и разделение властей в мировой практике. Разделение властей в РФ и система государственных органов РФ. Место Президента РФ в си...

Статус Президента Российской Федерации по нормам Конституции
Понятие и структура конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации. Место Президента в конституционной системе разделения властей в...

Теоретические аспекты сущности разделения властей
История возникновения идеи разделения властей как принципа организации управления. Сущность создания единой системы путем разделения полномочий законо...

Понятие принципа разделения властей
Разделение властей как политико-правовая доктрина и конституционный принцип власти демократического государства. Место прокуратуры в системе разделени...

Реализация теории разделения властей в Российской Федерации
Конституционно-правовая характеристика теории разделения властей в государстве. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения вла...