Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Организация (устройство) местного самоуправления

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Организация (устройство) местного самоуправленияСОДЕРЖАНИЕ1. Организация (устройство) местного самоуправления1.1 Общие принципы организации местного самоуправления1.2 Представительный орган местного самоуправления1.3 Исполнительный орган местного самоуправления1.3.1 Модель «совет – слабый мэр»1.3.2 Модель «совет – сильный мэр»1.3.3 Модель «совет – управляющий»1.3.4 Комиссионная система местного самоуправления1.3.5 Другие моделиСписок использованных источников1. Организация (устройство) местного самоуправления1.1 Общие принципы организации местного самоуправленияТеория местного самоуправления выделяет несколько моделей организации местной власти: англосаксонскую, континентальную, иберийскую, советскую. Однако реально существующие системы местного самоуправления различных государств, даже, если они построены по одной теоретической модели, имеют значительные отличия. Они обусловлены особенностями законодательства каждого государства, его национальными, религиозными и другими традициями. В силу этого в мировой практике существует большое разнообразие организационных форм местного самоуправления. В ряде государств даже отдельные регионы используют различные формы организации местного самоуправления. Например, в России каждый субъект федерации имеет свой закон о местном самоуправлении, который определяет систему местного самоуправления региона, порядок ее формирования и функционирования.Главным формальным признаком, по которому отличаются друг от друга модели местного самоуправления, является количество органов первичной компетенции. Это позволяет выделить три основных типа моделей органов местного самоуправления:- монистическая модель, при которой вся полнота первичной компетенции сосредоточена в одном единственном органе (напр., сходе односельчан), а все остальные органы обладают лишь делегированными полномочиями и/или наделяются разовыми поручениями;- дуалистическая модель, при которой первичная компетенция распределена между двумя главными органами (напр., между мэром и представительным собранием);- триалистическая модель, при которой первичная компетенция распределяется между тремя органами (напр., между бургомистром, представительным собранием и т.н. магистратом, т.е. «малым советом»).Использование управленческих моделей монистического типа означает необходимость жесткого выбора между «всевластьем коллегиального органа» (например, схода) и «всевластьем единоличного органа» (напр. старосты). В современную эпоху возрастающего усложнения социальных связей столь жесткая альтернатива весьма дискуссионная. Тем не менее, англо-американской школе местного самоуправления удалось именно в современную эпоху разработать удовлетворительный вариант управленческой модели монистического типа (т.н. комиссионная модель управления). Но, как правило, концептуальное осмысление и институционализация органов местного самоуправления предполагает применение дуалистической модели управления.Для систем местного самоуправления большинства стран является характерным разделение местной власти на два основных элемента:- представительный орган;- исполнительный орган.В системе местного самоуправления, построенной по дуалистической модели, может выделяться еще один элемент – главное должностное лицо местного самоуправления. Главное должностное лицо представляет все местное сообщество. Он может избираться всем населением, либо представительным органом власти. У него могут быть широкие и узкие полномочия, самые разные наименования – все зависит от конкретной страны и от того, как в этой стране складывалось самоуправление. Глава самоуправления может быть и главой исполнительной власти, и главой представительного органа, и даже совмещать оба этих поста.Конкретная форма организации местного самоуправления в государстве или регионе определяется сочетанием ряда факторов:- наличием и способом формирования представительного и исполнительного органов;- распределением полномочий между органами местного самоуправления (представительным, исполнительным, контрольным и др.);- характером взаимодействия между органами местного самоуправления;- способом вступления в должность и объемом полномочий высшего должностного лица и др.Общие принципы внутреннего устройства органов местного самоуправления в странах европейского сообщества формулируются в Европейской Хартии местного самоуправления (ст.6, 7) и должны соблюдаться вне зависимости от конкретного вида и модели самоуправления.Выделяют три базовых принципа устройства самоуправления:1) структура самоуправления должна соответствовать задачам, решаемым местным сообществом;2) местное сообщество должно иметь право самостоятельно определять структуру органов самоуправления;3) работники органов местного самоуправления должны иметь особый статус, отличный от статуса государственного служащего.1.2 Представительный орган местного самоуправленияПредставительный орган (совет, собрание, ассамблея, дума и т.п.) призван принимать решения по наиболее важным местным вопросам. Он обычно избирается путем прямых выборов населением соответствующей административно-территориальной единицы.Депутаты – «непрофессионалы» в сфере муниципального хозяйства и это важно по двум причинам.Во-первых, поскольку их избирают на определенный срок, это дает некоторую гарантию от коррупции.Во-вторых, их главная задача – представлять интересы всех слоев населения, большая часть которого, естественно, не является профессионалами в организации хозяйственной деятельности местного сообщества.Количественный состав представительного органа, как правило, зависит от числа жителей административно-территориальной единицы. Во Франции, например, муниципальные советы могут насчитывать от 9 до 69 членов, в Болгарии – от 9 до 65, Беларуси от 11 до 60, Бельгии – от 5 до 55, Италии – от 15 до 80, Голландии – от 7 до 45, Норвегии – от 13 до 85. В США муниципальные советы обычно малочисленные, в среднем 6–7 человек. В Японии наоборот, состав местных советов довольно многочисленный – от 40 до 120 членов.Срок полномочий представительных органов может составлять один год (канадские провинции Нью-Брансуик, Онтарио, Саскачеван), два (Боливия, канадские провинции Квебек, Манитоба, Мексика), три (Малави, Швеция, Эстония), четыре (Беларусь, Венгрия, Дания, Норвегия, Польша, Япония), пять (Кипр, Турция) или шесть (Бельгия, Франция, Люксембург) лет. Небольшой срок полно...
Другие файлы:

Правовые основы территориальной организации местного самоуправления и их реализация
Территориальное устройство местного самоуправления России: принципы, правовое регулирование определения границ, организация территорий местного самоуп...

Организация местного самоуправления в Республике Казахстан
Структура, функции и формы местного государственного управления и самоуправления в Казахстане. Зарубежный опыт организации и развития местного самоупр...

Сущность и особенности местного самоуправления
Проблемы теории местного самоуправления. Органы местного самоуправления, их классификация по количеству делегированных полномочий. Выборные органы мес...

Функции местного самоуправления
Официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия. Предметы ведения местного самоуправления, вопросы местного знач...

Основные причины реформирования местного самоуправления в Российской Федерации
Понятие местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Cравнительный анализ существующей в Росии с...