Местные исполнительно-распорядительные органы в современных социально-экономических условиях Беларуси
Краткое сожержание материала:
2
Размещено на
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственной службы
Кафедра теории и практики государственного управления
Специальность «Государственное и местное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме «Местные исполнительно-распорядительные органы в современных социально-экономических условиях Беларуси»
по курсу «Теория и практика государственного управления»
Слушатель Волков Р.М.
группа № 4, ведущий экономист-руководитель
группы анализа и перспективного
планирования планово-экомического
отдела РУП «ГЗЛиН»
Минск
Содержание
- Введение
- 1. Правовые и экономические основы организации местного управления в Республике Беларусь
- 2. Проблемы функционирования местных исполнительных и распорядительных органов в современных социально-экономических условиях Беларуси
- 3. Пути повышения эффективности деятельности органов местного управления в Республике Беларусь
- Заключение
- Список литературы
- Приложение А
- Приложение Б
Введение
Действующая в настоящее время в стране система местного управления и самоуправления пока еще далека от предъявляемых к ней требований. Она не обеспечена в достаточной мере ни в правовом, ни в идеологическом, ни в организационно-практическом плане.
Главным недостатком системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь является «размытость» полномочий и отсутствие четкого распределения компетенции входящих в нее органов.
Прежде всего, в зарубежных странах более четко определена компетенция и сфера ответственности для каждого уровня управления. В соответствии с принципом субсидиарности на каждом региональном уровне выделены вопросы, входящие в сферы собственной компетенции, территориального образования более высокого уровня, государства. Эти сферы не пересекаются, что позволяет, в первую очередь населению, знать ответственных за решение местных вопросов и реально оценивать эффективность работы органов местной власти. В Беларуси, в связи с тем, что административно-территориальные образования более низкого уровня входят в состав образований более высокого территориального уровня и нет четкого разделения прав и ответственности между ними, сложилось такое положение, когда сферы компетенции вышестоящих органов почти полностью перекрывают поле деятельности нижестоящих. Это порождает параллелизм в работе представительных и исполнительных органов различных территориальных уровней, дублирование и «размывание» ответственности за положение дел на местах [8].
Местные органы не имеют устойчивых полномочий и необходимой материально-финансовой базы для самостоятельного решения на должном уровне социально-экономических проблем соответствующих территорий. Не создан рациональный механизм сочетания государственного и местного управления с местным самоуправлением, есть ряд тормозящих факторов, которые можно отнести, в том числе, и к сфере идеологии. Среди них - недостаточная правовая культура граждан. Люди слабо владеют механизмом собственного участия в решении жизненно важных для них задач, не могут естественно, совмещать свои завышенные требования с собственными возможностями. И в идеологии и в организационно-практическом плане местное самоуправление порой рассматривают в качестве понятия, органически отторгаемого от органов исполнительной власти на местах. Эти издержки вторгаются в практику регулирования экономических и социальных проблем на местах.
Местное управление, направленное на решение какой-либо проблемы, должно быть результативным и эффективным. Однако оно не всегда дает желаемый результат, к которому стремился управляющий субъект, нередко приводит к нежелательным последствиям, что делает всегда актуальным вопрос результативности и эффективности государственного управления.
Целью данной работы является определение путей повышения эффективности деятельности местных исполнительно-распорядительных органов Республики Беларусь.
Объектом исследования было выбрано местное управление Республики Беларусь.
Предметом исследование стало функционирование органов местного управления в современных социально-экономических условиях Республики Беларусь.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты законодательства Республики Беларусь, учебные и учебно-методические материалы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, материалы официальных интернет-сайтов и периодических изданий.
1. Правовые и экономические основы организации местного управления в Республике Беларусь
С учетом территориального масштаба органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. Исполнительная деятельность центральных органов распространяется на территорию всего государства. Местные - действуют в пределах административно-территориальных единиц [10].
Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения, т.е. это практическая деятельность органов государственной власти в масштабах всего общества. Местное управление имеет свойства более узкого уровня: управленческое воздействие опирается на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, т.е. распространяется на население, проживающее на определенной территории. Местное управление осуществляет функции управления по решению вопросов местного значения, исходя из локальных интересов населения, его исторических, национальных и иных особенностей и традиций, реализуя закрепленные государственным правом полномочия.
Следовательно, местное управление имеет как собственные, так и переданные государством полномочия, а значит и местное и государственное управление тесно взаимосвязаны: у них один источник власти - народ, они выполняют общую для всех функцию: обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, призваны защищать их права, свободы и законные интересы.
Местное управление активно взаимодействует с государственным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государство в целом, его отдельного региона и конкретного местного сообщества.
Механизм взаимодействия государственных и местных органов - система отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без передачи друг другу полномочий.
Управление на местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных проблем, характером взаимоотношений с центральной властью. И поэтому, в системе местных органов власти необходимо различать два вида органов - назначаемые из центра (местное управление) и избираемые местным населением (местное самоуправление) [7].
Конституции Республики Беларусь 1994 года четко не разграничивает местное управление и самоуправление, а лишь устанавливает, что «местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах». Понятие местного управления и самоуправления раскрыто в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. №617-XII.
Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций [3].
Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов (далее - Совет) и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах [3].
Совет депутатов является представительным государственным органом на территории соответствующей административно-территориальной единицы и выступае...
Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
История развития местного самоуправления в России. Компетенция органов исполнительной власти местного самоуправления, их организация, права, обязаннос...
Особенности экономических циклов современной экономики Республики Беларусь
Понятие и сущность экономических циклов, их основные фазы, характеристика и свойства, причины проявления и теории, особенности механизма в современных...
Государственный строй Ливии
Содержание:Введение.Классы и политические партии.Конституция Ливии.Федеральные органы власти.Король.Совет Министров.Национальное Собрание.Органы власт...
Индикативное планирование в современных социально- экономических условиях
Организация досуга пожилых людей в условиях городского социума
Организация досуга населения в современных социально-экономических условиях. Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста. Деятель...