Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Особенности и основные характеристики государственного устройства России

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
СодержаниеВведениеГлава 1Развитие государственного устройства Российской ФедерацииГлава 2Федеративное устройство России2.1Общая теория Федеративного устройства2.2Принципы Федеративного устройства современной РоссииЗаключениеСписок использованной литературыПриложениеВведениеКогда мы приступаем к изучению государства или права, то, прежде всего сталкиваемся с тем, что они представляют собой сложные образования. Они охватывают различные явления, характеризуются многообразными гранями, сторонами, чертами. Сущность государства включает в себя форму государственного устройства. И прежде, изучить систему законодательства какого-либо государства, необходимо познать вышесказанную особенность формы данного государства, которая оказывает влияние не только на процесс формирования правовой системы, но и на процесс практической реализации законов и формирования правового государства. Поэтому юристу необходимо познание государственно-правовых явлений, что невозможно без изучения понятия формы государственного устройства и ее основных компонентов.Под формой государственного устройства понимают территориальную или национально – территориальную организацию, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение.Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные (приложение №1).Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства, такого как Российская Федерация. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.Федеративное устройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США. Канада, ФРГ. Австралия. Бразилия, Аргентина, Мексика. Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.Ввиду особой важности данной темы она была выбрана для рассмотрения в данной работе.Глава 1 Развитие государственного устройства Российской ФедерацииФедеративных государств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторые государства (Италия, Испания и т.д.) находятся на стадии перехода от унитарных к федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными.При этом следует отметить, что в мировой практике отсутствует сколь–нибудь четкий набор факторов, определяющий тип политико-территориального устройства того или иного государства. Как правило, это набор субъективных, исторически сложившихся факторов и событий. Не является исключением в этом ряду и Россия.Российская империя в силу набора объективных и субъективных причин, несмотря на огромную территорию, полинациональный состав и многоконфессиональность, сформировалось как жестоко централизованное государство. Однако неудачный для России исход первой мировой войны, три сокрушительные социальные революции поставили ее на грань распада. Большевики нашли единственно возможный, с их точки зрения, способ сохранить целостность государства – через спекуляцию на национальных чувствах угнетаемых царизмом народов, т.е. через гипертрофирование принципа самоопределения наций.В итоге на развалинах Российской империи образовался ряд самостоятельных государств – БССЗ, УССР, Бухарская и Хорезмская Народные Республики, Польша и Финляндия. А на территории центральной России сформировалось уникальное по своей организации государство – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Уникальность изначального федеративного устройства России состояла в том, что это была федерализация «сверху», осуществляемая по указанию центральной власти, путем так называемой автономизации. В итоге в составе РСФСР были сформированы шесть типов государствоподобных образований: автономные республики, автономные области, национальные (позже - автономные) округа, трудовые коммуны (например, немецкая Трудовая коммуна, преобразованная в 1923 г. В АССР немцев Поволжья), края и области. Из всего перечня образований только автономные республики могли претендовать на статус субъектов Федерации, поскольку имели право на принятие собственной конституции и автономное законодательство. Остальные территории страны находились в административном подчинении центру, т.е. в положении административно-территориальных единиц, присущих унитарному государству. Тем не менее, все государство в целом получило название федеративного. Такая асимметрия могла существовать только в условиях жесткой административной, организационной и политической централизации.Потом, когда в период так называемой перестройки началось бурное преобразование территориального устройства страны (республики были объявлены суверенными государствами в составе РФ, большинство автономных областей (за исключением Еврейской) были также преобразованы в республики, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, были образованы города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, остальные 9 автономных округов, области и края потребовали равноправного статуса субъектов Федерации), был заключен Федеративный договор (точнее три договора) согласно которому каждая из групп субъектов Федерации (суверенные республики; области, края, города федерального значения; автономные округа) получала свою систему взаимоотношений с центральной властью.Различия в этих отношениях были минимальные. Пожалуй, наиболее существенным отличием было признание со стороны центральной власти республик суверенными государствами в составе Российской Федерации. Это была вынужденная акция, предотвратившая возможный распад Российской Федерации, наметившийся вслед за распадом СССР, произошедшим в декабре 1991г. Однако кризис федеративных отношений миновал, а Федеративный договор, согласно второму разделу Конституции, формально продолжает действовать (во всяком случа...
Другие файлы:

Федерализм как форма государственного устройства
Понятие формы государственного устройства, его разновидности и характеристика, отличительные черты. Сущность и особенности федерализма, его основные п...

Административно-территориальное деление России
Понятие и принципы административно-территориального устройства Российской Федерации, его историко-географические особенности и элементы. Отличительные...

Форма государственного устройства
Виды форм государственного устройства. Унитарное государство. Федеральная форма государственного устройства. Форма государственного устройства - это в...

Форма российского государственного усройства
Понятие и история становления государственного устройства в России. Признаки модели современного российского федерализма и практики ее реализации. Воз...

История государственного управления России
Основные сословно-представительские органы в истории России; степень участия населения в их работе, уровень их эффективности. Исторические изменения в...