Организация выявления и расследования преступлений
ОглавлениеВопрос 1. Организация выявления и расследования преступлений1.1 Оперативно-розыскная деятельность (понятие, субъекты)1.2 Основания проведения оперативно розыскных мероприятий1.3 Виды оперативно розыскных мероприятий, использование результатов оперативно розыскных действий1.4 Использование результатов оперативно розыскной деятельности1.5 Органы дознания, их задачи и полномочия, субъекты дознания1.6 Органы предварительного следствия, их задачи и компетенцияВопрос 2. Органы юстиции. Служба судебных приставов2.1 Правовые основы деятельности органов юстиции2.2 Органы юстиции2.3 Структура и полномочия органов юстиции2.4 Федеральная служба судебных приставов2.5 Правовой статус судебных приставовСписок литературыВопрос 1. Организация выявления и расследования преступлений1.1 Оперативно-розыскная деятельность (понятие, субъекты)Правовой основой оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации являются УПК РФ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»Статья 1 указанного Закона определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом.Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.В структуре органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют подразделения:- уголовного розыска;- по борьбе с экономическими преступлениями;- по борьбе с организованной преступностью;- по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;- по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте;- обеспечения собственной безопасности;- оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;- оперативного поиска;- оперативно-технические;- по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;- оперативные подразделения милиции общественной безопасности.Одни из них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие - лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.Субъектом выступает участник оперативно-розыскной деятельности, на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения. Система субъектов оперативно-розыскной деятельности может быть представлена с учетом трех основных критериев1. Функционального, который в свою очередь классифицируется на четыре основных группы:непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ч.1ст.13 Федерального Закона об ОРД);изучаемые лица (гл. 9);лица, подлежащие оперативно-розыскной защите (гл.10);лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представитель Минфина России и др.).2. По отношению к государству различают две основных группы:1) являющихся его представителями (область собственно оперативно-розыскной деятельности);2) не являющихся (Область частной сыскной деятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера)3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельности могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на:на физических лиц (например: оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД и др.);юридических лиц (например, оперативно-розыскной орган).1.2 Основания проведения оперативно розыскных мероприятийПринятие решения о производстве оперативно - розыскного мероприятия должно быть обоснованным.Законными основаниями для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД обстоятельства:наличие возбужденного уголовного дела;сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;данные о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится.Следующим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с п. З ст.7 Федерального Закона об ОРД являются указание прокурора и решение суда по делам, находящимся в их производстве.По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона об ОРД, проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность.