Соотношение правовых статусов руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания
Министерство внутренних дел РоссииГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский юридический институт МВД России»Кафедра уголовного процессаОчная форма обучения (бюджет)Курсовая работа по уголовному процессуВариант № 3Соотношение правовых статусов руководителя следственного органа и начальника подразделения дознанияВыполнил: курсант 394 учебной группы рядовой милиции Григорьева Д.В.Проверил: начальник кафедры уголовногопроцесса, к. ю. н., доцент,майор милиции Зуев С.В.г. Челябинск2008Содержание ВведениеСущность правового статуса участника уголовного судопроизводстваСравнительный анализ правовых статусов указанных участников уголовного судопроизводстваПроблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей руководителем следственного органа и начальника подразделения дознанияЗаключениеПриложениеСписок литературыВведениеТема моей курсовой работы «Соотношение правовых статусов руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания».Перед тем как рассмотреть правовой статус данных лиц, необходимо определить понятие участников уголовного судопроизводства, каковыми являются руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания. Участники уголовного судопроизводства – это государственные органы и должностные лица, которые осуществляют производство по уголовному делу, а также иные юридические, должностные и физические лица, вовлеченные в сферу уголовного судопроизводства, в связи с чем они являются носителями определенных прав и должны исполнять определенные обязанности. Данные права и обязанности составляют правовой статус.Актуальность моей темы заключается в том, что правовой статус данных участников уголовного процесса претерпел большие изменения за последнее время. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, действующий уже без малого пять лет, предусматривает две формы предварительного расследования — предварительное следствие и дознание. С момента вступления в действие сложилась определенная практика применения УПК, свидетельствующая о том, что институт дознания и предварительного следствия требовали совершенствований.В Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее УПК РФ) внесены изменения Федеральным законом от 5 июня . N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 июня . № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». 2 декабря . был утвержден Президентом РФ федеральный закон Российской Федерации № 226-ФЗ «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Данный закон также уточняет правовой статус руководителя следственного органа, на данный момент закон еще не вступил в законную силу (вступает в законную силу спустя 10 дней с его опубликования). В связи с внесенными изменениями определен уголовно-процессуальный статус таких участников уголовного судопроизводства, как руководитель следственного органа, а также начальник подразделения дознания. Изменения, внесенные в уголовно-процессуальный закон, направлены, прежде всего, на совершенствование производства по уголовным делам в целях обеспечения более качественного и оперативного раскрытия и расследования преступлений. Вместе с тем в действующем УПК РФ все еще много проблем, которые или никак не решаются законом, или решаются весьма спорным образом.Задачи курсовой работы:Рассмотреть правовые статусы указанных выше участников уголовного судопроизводства;Выполнить сравнительный анализ круга полномочий руководителя следственного органа и органа дознания, сделать вывод об их процессуальной самостоятельности или зависимости от других участников уголовного процесса;Установить проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей данных лиц, определить возможные пути их решения;Сделать вывод об успешных и неудачных сторонах внесенных изменений; определить, как данные моменты могут отразиться на производстве предварительного расследования в форме предварительного следствия и дознания.Сущность правового статуса участника уголовного судопроизводства Руководитель следственного органа относится к участникам уголовного процесса со стороны обвинения. Начальника подразделения дознания также следует отнести к этой группе участников уголовного судопроизводства.Рассмотрим правовой статус руководителя следственного органа.Федеральным законом от 5 июня . N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" вводится такое понятие, как «руководитель следственного органа» (взамен «начальник следственного отдела»). При этом существенной корректировке подверглись процессуальные полномочия руководителя следственного органа по сравнению с полномочиями начальника следственного отдела.Под руководителем следственного органа понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 381 ст. 5 УПК РФ). В уголовном судопроизводстве руководитель следственного органа обладает двумя группами полномочий: 1) по процессуальному контролю над деятельностью следователя; 2) по осуществлению уголовного преследования.При осуществлении первой группы полномочий руководитель следственного органа согласно ч. 1 ст. 39 УПК РФ вправе: — поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству