Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Казусы по Законам Хаммурапи

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Федеральное агентство по образованиюМосковская государственная юридическая академияФилиал МГЮА в ВологдеКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНВариант № 1Выполнил работу студенткурс 1 ОЦП ФИО: Смирнова Татьяна Александровнаадрес г. Вологда, ул. Мохова, д. 15, кв. 37дата: «___» _____________ 2008 годаПроверил работу:Вологда 2008Казус 1Правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления, она не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.Эти законы были выбиты на большом базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. Источниками законов стали царские «указы о восстановлении справедливости», судебники предшествующих царств и отдельных городов Месопотамии, судебная практика.Тексты составлены в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя логика присутствует. Все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элементов.Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия (испытание водой).Законы Хаммурапи – один из выдающихся памятников истории праваВо времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд наемных рабочих и рабов, а мелкие – сами обрабатывали свою землю. Все это привело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Обязательства. В законах имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Статьи 42-46: «Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи»; «Если человек отдаст свое поле земледельцу за арендную плату и получит арендную плату за свое поле, а потом Адад затопит поле или наводнение унесет жатву, то убыток падает только не земледельца».Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных (ст. 244-251: «Если человек наймет быка или осла и его убьет в степи лев, то убыток ложится только на его хозяина»), судов (ст. 236-239), повозок, рабов. Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. «Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не повод для претензий» (ст. 115), «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу» (ст. 117).Кредиторы, видимо, нередко принуждали своих должников отдавать им в " аренду " землю в счет уплаты долга, причем даже и землю на которой уже зреет урожай. Доход кредитора от такой " сделки " мог значительно превышать сумму долга вместе с процентами. Такое злоупотребление Законы Хаммурапи запрещают (ст. 49 - 51 и 66). Законы Хаммурапи содержат положение, согласно которому должник в случае неурожая может переписать долговую расписку на следующий год и освобождается от уплаты процентов за этот дополни...
Другие файлы:

Истории государства и права зарубежных стран
Имущественные и обязательственные отношения по законам Хаммурапи. Право собственности во времена правления Хаммурапи. Законодательство Хаммурапи о дог...

Положение женщины в древней Месопотамии по Законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам
Жизнь женщины в Месопотамии. Патриархальные отношения в семье. Изучение особенностей правового положения женщины и ее взаимоотношение с мужем. Брачно-...

Законы Хаммурапи
Социально-политический строй Древне-Вавилонского государства. Текст Законов Хаммурапи. Право собственности, обязательственное и гражданское право. Сем...

Свод законов Хаммурапи и развитие права в США
Законы Хаммурапи как свод законов рабовладельческого государства. Основные черты рабовладельческого права по законам Хаммурапи. Система "разделения вл...

Законы Хаммурапи. Салическая Правда. Конституция США 1787 г.
Правовое положение основных групп населения согласно "Законам Хаммурапи". Характеристика "Салической Правды": история создания, структура, содержание,...