Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Предмет и задачи административного права

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
ОглавлениеВведение1. Предмет административного права2. Метод административного права3. Функции и принципы административного права4. Система административного праваЗаключениеСписок литературыВведениеВ наши дни ситуация с определением предмета административного права стала более стабильной. Она уже не вызывает серьезных противоречий с взглядами представителей иных правовых отраслей, с которыми у административного права немало сопредельных элементов и контактов (например финансовое, налоговое, экологическое, предпринимательское право), хотя далеко не все аспекты взаимодействия бесспорны.Тем не менее, административное право, было, есть и будет. А потому ознакомление с ним по сложившейся в правовой науке традиции обоснованно начинается с выяснения особенностей тех общественных отношений, которым адресуется административно-правовое регулирование.При этом целесообразно в чисто «профилактических» целях при изучении современных проблем (а они, несомненно, есть), влияющих на определение предмета административного права, не игнорировать «азы», т.е. то, что обязательно проявляет себя в любых условиях, в которых надобность в административном праве очевидна. А она очевидна и в условиях болезненного становления в России рыночных отношений.1. Предмет административного праваАдминистративное право занимает особое место в правовой системе Российской Федерации. Объясняется это многими обстоятельствами, непосредственно влияющими на его предмет, т.е. на круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, или административно-правовому регулированию.Итак, административное право существует для того, чтобы выполнять роль юридического регулятора общественных отношений, возникающих в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.Следующая задача — выяснение особенностей такого рода общественных отношений, уже названных управленческими. В обобщенном варианте главные задачи государственно-управленческой деятельности в наши дни следующие:а) разработка и реализация государственной политики, выражающейся в программах общефедерального и регионального масштаба (например, приватизационных, энергетических, жилищно-коммунальных и проч.);б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ развития различных сфер общественной жизни;в) осуществление управления предприятиями и учреждениями государственного сектора;г) регулирование функционирования объектов государственного сектора;д) координация деятельности национализированного и денационализированного секторов экономического и социально-культурного строительства;е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; ж) осуществление государственного контроля и надзора за функционированием управляемой и регулируемой сфер.В рамках названных направлений государственно-управленческой деятельности складываются соответствующие общественные отношения управленческого характера.В более обобщенном виде следует сказать, что в этих общественных отношениях:а) находит непосредственное выражение реальное и многообразное содержание государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти; б) опосредуются закрепленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина;в) выражается приоритет публично-правовых интересов в соответствующих им государственно-правовых средствах воздействия на общественные связи Административное право закрепляет правила поведения в сфере государственного управления, адресуемые разнообразным участникам регулируемых отношений, включая, что логично, и тех, кто осуществляет государственно-управленческую деятельность. И это закономерно, так как административное право фактически выполняет роль юридической формы реализации задач, функций и полномочий, возлагаемых Конституцией РФ и действующим законодательством на субъекты исполнительной власти.Нельзя не обратить внимание еще на одну особенность регулируемых административным правом управленческих отношений. Различного рода негосударственные формирования не выражают интересы государства и не выступают от его имени. Административное право, однако, не безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них, если это прямо предписано действующим законодательством. В этих целях осуществляется государственная регистрация негосударственных формирований и государственный надзор за соответствием их деятельности требованиям закона и административно-правовых норм, регламентация их взаимоотношений с государственными органами исполнительной власти. В отдельных случаях негосударственным формированиям предоставляются не свойственные им внешне-властные полномочия (например, контрольные полномочия профсоюзов, полномочия частных нотариусов и частных охранных обществ и т.п.). Конечно, речь может идти лишь об определенной доле таких полномочий, делегируемых негосударственным формированиям.Что касается возможности административно-правового регулирования внутренней деятельности государственных предприятий и учреждений, то вмешательство в их деятельность запрещено. Однако, это не исключает властного решения ряда принципиальных вопросов их организации и деятельности (создание, утверждение уставов, назначение руководителей, реорганизация, контроль и т.п.). Внутренняя жизнь предприятий, отнесенных к числу казенных, регламентирована нормами административного права. Определение содержания и границ предмета административного права предполагает учет ряда необходимых условий, как-то:а) сфера государственного управления «жизненным пространством» для развития разнообразных общественных отношений, связанных с любым проявлением государственно-управленческой деятельности;б) наличие в этой сфере действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;в) практическая реализация ими властно-распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности. Таким образом, административное право представляет собой отрасль российского права, т.е. совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти, а также общественные отношения управленческого характера, имеющие место во внутр...
Другие файлы:

Предмет и метод административного права
Предмет административного права. Метод административного права. Функции и принципы административного права. Место административного права в российской...

Административное право Украины как отрасль права
Предмет и метод административного права. Его социальное назначение и система. Общая характеристика источников административного права. Анализ их содер...

Предмет административного права
Организация и функционирование системы исполнительной власти и государственной администрации. Метод административно-правового регулирования. Функции и...

Понятие, предмет и метод административного права
Понятие административного права как отрасли российского права. Прохождение государственной службы. Система мер административных наказаний. Предупрежде...

Предмет, объект и система науки административного права
Состав науки административного права. Нормы административного (публичного) права. Практическая реализация государственного управления. Правоприменител...