Правовые аспекты денежно–кредитного регулирования
Астраханский Государственный Технический ИнститутИнститут экономикиКафедра «Экономика бизнеса и финансы»Рефератна тему:«Правовые аспекты денежно – кредитного регулирования»Выполнила:Ст – ка гр. ДФФ – 42Григорьева Н.В.Проверила:Тургаева А.А.Астрахань, 2005 годСодержаниеВведениеПравовые аспекты денежно – кредитного регулирования. Денежно – кредитная сфера РоссииНекоторые положения механизма регулирования денежной и кредитной сферы в статьях некоторых авторовМеждународно-правовые аспекты денежно кредитного регулированияЗаключениеСписок использованной литературыВведениеК денежной и кредитной сфере относятся виды биржевой, фондовой, инвестиционной, пенсионной, страховой, платежно-расчетной и т.п. деятельности, объектом которой являются деньги, кредитные или иные отношения по поводу их размещения. Концентрируемые организациями привлеченные денежные средства или ценные бумаги существенным образом влияют на экономическое состояние и финансовую стабильность в стране. Они могут способствовать росту экономики, служить материальной основой, обеспечивающей права и законные интересы граждан, юридических лиц и общества в целом. Но при слабом не скоординированном регулировании со стороны государственных органов те же субъекты денежно – кредитных отношений могут явиться фактором, провоцирующую экономическую, политическую и социальную нестабильность. Поэтому одним из важнейших направлений государственного регулирования денежной и кредитной сферы должно стать создание надёжной системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и законных интересов всех лиц, в той или иной форме вкладывающих собственные денежные средства в денежную и кредитную систему России. В процессе совершенствования государственной денежно – кредитной политики также должны быть решены организационные и правовые проблемы золотовалютных резервов Банка России. Они могли бы не просто накапливаться и использоваться для обеспечения стабильности рубля, но и в разумных пределах применяться в целях стимулирования роста занятости населения, повышения уровня его платёжеспособности, активизации отечественного промышленного производства.[9,17]1. Правовые аспекты денежно – кредитного регулирования. Денежно – кредитная сфера РоссииКонституция России и федеральное законодательство упоминают о «финансовом, валютном, кредитном регулировании», «финансовой и кредитной политике», «кредитной и денежной политике», «денежно – кредитной системе», «денежно – кредитной политике», «денежно – кредитном регулировании», но не раскрывают содержание этих понятий(ст.71, 114 Конституции РФ, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Отсутствует в законодательстве и единый подход к определению сущности государственного регулирования денежной – кредитной сферы. Все годы реформ продолжается полемика по вопросу о роли государства в современном обществе, в рыночной экономике, в денежной и кредитной сфере. Денежно – кредитная сфера России часто оценивается лишь в контексте функционирования банковской системы. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы России не может отождествляться лишь с регулированием банковской деятельности. Так, деятельность пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов, валютных бирж и некоторых иных такого рода организаций реализуется именно в денежной и кредитной сфере, в связи с чем, не может оставаться вне профессионального воздействия со стороны государственных органов, основной функцией которых является денежно – кредитное регулирование.Не менее важным элементом денежной и кредитной сферы России являются валютные и фондовые биржи. Правовое регулирование их деятельности не отличается высоким качеством и согласованностью, наличием эффективного механизма государственного воздействия. Например, крайне расплывчато закреплены полномочия государственных органов в отношении валютных бирж. В законодательстве упоминается лишь Банк России и только в контексте установления им порядка осуществления валютными биржами сделок с иностранной валютой (ст. 4 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. ). В качестве государственного органа, регулирующего деятельность бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, федеральное законодательство признаёт уже не Банк России, а Правительство РФ (ст. 3 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998г.). Причем, в отличие от отношений, связанных с деятельностью фондовых и валютных бирж, на деятельность бирж драгоценных металлов и драгоценных камней в полной мере распространяется Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992г.Значительные объёмы денежных и кредитных операций совершаются на фондовых биржах. Регулирование деятельности фондовых бирж и иных профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая кредитные организации, в соответствии со ст. 39 Федерального закона осуществляется уже не Банком России и не Правительством РФ, а Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) либо уполномоченными ею органами. Не менее важным направлением государственной регулирующей деятельности в денежно – кредитной сфере является денежная эмиссия. По Конституции России исключительным правом на денежную эмиссию в России наделён Банк России. Причём Конституция России не ограничивает исключительных прав Банка России эмиссией только банкнот или монеты. Однако, вопреки Конституции России, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» такое ограничение устанавливает, сводя эмиссионные полномочия Банка России лишь к выпуску в обращение банкнот и монеты. В результате созданы предпосылки для утверждений, будто Банк России вовсе не является единственным банком, выпускающим деньги в обращение. Более того делается вывод, что любой коммерческий банк России может выпускать и выпускает свои деньги. Следует признать, что при нынешнем качестве правового регулирования такие случаи возможны, в особенности в процессе межбанковского кредитования. Значительное место в денежно – кредитной сфере занимает инвестиционная деятельность. В особенности та её часть, которая связана с денежными средствами, целевыми банковскими вкладами, паями, акциями и другими ценными бумагами, вкладываемыми в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (ст. 1 Закона РСФСР « Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991г.). Таково же значение части страховой деятельности, связанной с формированием и использованием денежных фондов за счёт страховых взносов в интересах последующей (при наступлении страховых случаев) защиты интересов застрахованных лиц (ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992г.).[3,323] 2. Некоторые положения механизма регулирования денежной и кредитной сферы в статьях некоторых авторов