Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовой статус присяжных заседателей

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Оглавление:Введение1. Понятие и общая характеристика статуса2. Статус народных и присяжных заседателей3.Основания для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностей4.Порядок формирования списков народных заседателей5. Гарантии независимости и неприкосновенности народных заседателей 6.Формирование коллегии присяжных заседателейЗаключениеСписок используемых источниковПриложенияВведениеСудебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в законном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ЗоСС1, ст. 1 ФКЗоСС)2.Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (правовым положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закрепленных в законе.В своей деятельности судьи независимы и не подотчетны никаким органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей, их требования и распоряжения являются обязательными для исполнения всеми «государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, другими юридическими и физическими лицами (ст. 1 ЗоСС, ст. 6 ФКЗоСС)3.
  • Понятие и общая характеристика статуса народных и
  • присяжных заседателей При характеристике статуса (правового положения) народных и присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ обеспечивается:а)едиными в целом требованиями к кандидатам на должность народных и присяжных заседателей;б)порядком наделения их полномочиями; в)совокупностью прав и обязанностей народных и присяжных заседателей;г)независимостью, самостоятельностью народных и присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;д)несменяемостью; е)неприкосновенностью;ж)мерами правовой и социальной защиты;з)средствами материального обеспечения;Однако единство правового статуса народных и присяжных заседателей предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей военного суда и общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).Законом оговорено, что особенности правового положения народных и присяжных заседателей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС, ст. 12 ФКЗоСС).Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский корпус. Их правовое положение (статус) определяется: во-первых, процедурой формирования судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, правила отбора кандидатов на должности судей и наделения их полномочиями); во-вторых, гарантиями независимости судей при осуществлении своих полномочий (правили приостановления и прекращения полномочий, отставки судьи с предоставлением социально-материальных льгот); в-третьих, правилами, обеспечивающими возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.2. Статус народных и присяжных заседателей Согласно действующему законодательству рассмотрение и разрешение дел в федеральных судах общей юрисдикции по первой инстанции осуществляется с участием представителей народа — народных присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 15 УПК, ст. ГПК). Их статус имеет особенности, обусловленные выполнением им своих обязанностей на временной основе в отличие от профессиональных судей, а также характером их полномочий при осуществлении правосудия. Участие народных и присяжных заседателей в осуществлении правосудия является их гражданским долгом.Народными заседателями являются граждане РФ, наделенные в установленном федеральным законом и федеральными процессуальными законами полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе.Народные заседатели при рассмотрении дел пользуются равным» правами с судьей, председательствующим в судебном заседании, при решении всех вопросов, возникающих при разрешении дела по существу и вынесении приговора (или иного решения).Основы статуса народных заседателей закреплены ФЗоНЗ от 1 ноября . Их статус определяется: во-первых, требованиям» предъявляемыми к народным заседателям; во-вторых, правилами отбора народных заседателей для участия в рассмотрении дел в судах; в-третьих, правами и обязанностями народных заседателей, а также гарантиями их независимости и неприкосновенности (ст. 1-12ФЗоНЗ).Требования, предъявляемые к народным заседателям: ими мог быть граждане РФ, достигшие 25 лет. Вместе с тем определен исчерпывающий круг лиц, которые не вправе быть народными заседателями: это 1) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость; 2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 3) лица, замещающие государственные должности категории «А», предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; 4) прокуроры, следователи, дознаватели; 5) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах (ст. 3 ФЗоНЗ).Не допускается ограничение права граждан участвовать в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Ограничение данного права может быть установлено только федеральным законом.СЗ РФ.2000. № 2. ст.158.3.Основания для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностейЗакон предусматривает основания для освобождения судьей соответствующего суда общей юрисдикции народного заседателя от исполнения обязанностей при осуществлении правосудия по конкретному делу в связи с его письменным заявлением, если он:1) достиг во...
    Другие файлы:

    Проблема деятельности присяжных заседателей
    Особенности формирования судов присяжных, правовое положение и функции коллегии присяжных заседателей, исторический и психолого-правовой аспект деятел...

    Институт арбитражных заседателей в системе арбитражных судов России
    Арбитражные заседатели как участники арбитражных процессуальных отношений, их правовой статус. Влияние института арбитражных заседателей на развитие а...

    Перспективы развития суда присяжных в России
    Изучение происхождения суда присяжных и его становления в РФ. Обзор специфики судебного разбирательства уголовных дел с участием присяжных заседателей...

    Правовой и социальный статус судей и народных заседателей
    Принципы правового статуса судей, народных и присяжных заседателей. Права, обязанности, полномочия и ответственность судей; гарантии их независимости,...

    Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
    Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса. Обеспечение гарантии независимости и неприкосновенности судей. Статус прися...