Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Понятие и особенности реализации политических прав осужденных

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Министерство внутренних дел Российской ФедерацииБелгородский юридический институтКафедра уголовного права, криминологииДисциплина «Уголовное право»РефератНа Тему: «Понятие и особенности реализации политических прав осужденных»Подготовил: Студент 332 группыМаленький П.Д.Белгород 2008Понятие и особенности реализации политических прав осужденных к лишению свободы Следуя логике нашего исследования, перейдем к рассмотрению особенностей реализации осужденными к лишению свободы политических прав. В отличие от группы личных конституционных прав и свобод, которые по своей природе носят естественный характер и принадлежат любому человеку с рождения, реализацию абсолютного большинства политических прав и свобод Конституция РФ связывает с наличием гражданства. Однако это ни в коей мере не может служить поводом для утверждения, что эти права носят вторичный характер. В правовом государстве, к построению которого стремится и Россия, вопросы, связанные с возможностью участия в политической жизни своей страны, выходят на первый план. В этой связи нельзя не согласиться с мнением, что в современных условиях политические права приобретают качество естественных прав каждого гражданина демократического государства. Вопрос о том, какие конкретно права входят в группу политических не является в юридической литературе дискуссионным. Их перечень довольно широк. Традиционно к политическим правам граждан относят право на создание объединений, право на участие в отправлении правосудия, право на участие в управлении делами государства и другие. Как известно, осуждение лица к лишению свободы не влечет за собой потерю им гражданства. Следовательно, человек, находящийся в исправительном учреждении в целом, не утрачивает прав на участие в политической жизни своей страны, которые вместе с тем в ряде случаев могут быть ограничены. Виды, порядок и способы реализации политических прав весьма досконально изучены и подробно изложены в юридической литературе. В связи с этим мы не будем останавливаться на тех правах, осуществление которых у лиц, осужденных к лишению свободы, происходит аналогичным образом с законопослушными гражданами (например, право на обращение в государственные органы), а рассмотрим лишь те, реализация которых имеет особенности, обусловленные нахождением лица в исправительном учреждении. Особое место среди них, на наш взгляд, занимает конституционное право осужденных к лишению свободы на участие в управлении делами государства. Специфика данного права состоит в том, что оно носит системный характер и потому включает в себя несколько правомочий: а) избирательное право и право на участие в референдуме; б) возможность равного доступа к государственной службе и отправлению правосудия; в) право обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. В силу законодательных предписаний и особенностей своего правового статуса лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, фактически лишены данного конституционного права. Исключением является лишь право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Однако порядок его реализации идентичен порядку осуществления этого права законопослушными гражданами и поэтому особого научного интереса для нашего исследования не представляет. Куда более дискуссионной, как нам думается, является проблема ограничения реализации лицами, находящимися в исправительных учреждениях, права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. На различных этапах конституционного строительства, начиная с . и по 1991г., вопросы регламентации ограничения данного права для осужденных к лишению свободы имели различные формы проявления, начиная от прямого запрета на участие в избирательной кампании (1918 –1919гг.) до отсутствия формальных предписаний закона о недопущении лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, участвовать в выборах (1962-1991гг.). Реальную основу ограничение избирательных прав осужденных к лишению свободы получило лишь в 1991г., когда в ст.92 Конституции РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми устанавливалось, что «в выборах не участвуют … лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда». Аналогичную норму содержит и действующая Конституция РФ 1993г. Она гласит: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Можно ли признать безупречной формулировку п.3 ст.32 Конституции РФ в части, касающейся осужденных к лишению свободы? Ответ должен быть однозначным – нет. С юридической точки зрения данную норму следует считать абсолютно безграмотной. В подтверждение своего мнения мы приведем несколько аргументов: 1) действующее законодательство не содержит четкого определения, что такое «места лишения свободы», в нормативных актах также отсутствует их перечень. Поэтому можно только догадываться, что законодатель имел в виду, когда применял подобную формулировку. Однако в нем существует понятие исправительного учреждения, а также указаны их виды. Для устранения выявленного несоответствия правовых норм представляется необходимым использовать один из следующих предлагаемых нами способов: а) ввести в текущее законодательство понятие «места лишения свободы»; б) при формулировании конституционной нормы применять термин «исправительные учреждения»; в) не включать данные понятия в положения Конституции; 2) в исправительных учреждениях осужденные могут содержаться и не по приговору, а на основании изменяющего его определения (постановления) суда, а также указа Президента РФ о замене смертной казни пожизненным лишением свободы в случае помилования или изданного Государственной Думой РФ постановления об амнистии; 3) в п.2 ст.32 Конституции РФ говорится о том, что помимо права избирать и быть избранными граждане РФ могут участвовать в референдуме. Однако в п.3 ст.32 об этом нет ни слова. Отсюда неизбежен вывод о том, что и осужденные к лишению свободы не ограничены в этой возможности. И лишь нормы федерального конституционного законодательства (законы РФ «О референдуме РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме») содержат запрет на их участие в этом мероприятии. Налицо явный пробел в Конституции РФ, который требует незамедлительного устранения. На основании изложенного мы предлагаем внести следующие изменения в Конституцию РФ:
Другие файлы:

Реализация политических прав человека и гражданина в Республике Беларусь
Понятие, виды, история формирования политических прав. Особенности юридического оформления и закрепления политических прав в РБ и зарубежных странах....

Защита прав человека в местах лишения свободы
История развития правового статуса лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы. Состояние прав осужденных к лишению свободы в России. Правовые...

Способности и особенности их развития у осужденных под влиянием условий отбывания наказания
Понятие о способностях. Виды способностей у осужденных. Способность осужденного вернуться к полезной деятельности. Проявление способностей у осужденны...

Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
Политические права и свободы и их место в системе конституционны прав и свобод граждан Российской Федерации. Эволюция политических прав и свобод в Рос...

Политические права и свободы
Понятие и сущность политических прав и свобод. Понятие демократического государства. Характеристика политических прав и свобод в РФ, проблемы их разви...